|
трусливых подражателей, которые, избрав своим жанром сюжетную живопись,
наперебой стараются подсластить действительность. Это та приторная, манерная
живопись, какой обучают в Школе изящных искусств. Хотя Сезанн начал свое
художественное образование у конформиста Жибера, хотя Сезанн обращается за
советом к Вильевьею или Шотару - художникам наиакадемического толка, он
чувствует, что такое искусство мешает его росту, что оно набивает ему оскомину.
Занятное существо! Не он ли всего лишь полтора года назад восхищался полотнами,
выставленными в Салоне? А ныне, собираясь поступить в Школу изящных искусств,
он
уже заранее инстинктивно восстает против того, чему там обучают. Чего ему надо?
Он и сам не знает.
В настоящий момент живопись для Сезанна - своеобразная исповедь, средство
избавления от навязчивых идей. Порывисто растирает он краски, грунтует холст и
с
помощью живописи выражает свой внутренний, сокровенный и сумрачный мир,
извлекая
на свет из самых темных недр души весь клубок копошащихся в ней чувств и
сдерживаемых постыдных желаний, позволяя воспаленной фантазии создавать образы,
в которых до маниакальности болезненная чувственность сочетается с какими-то
мрачными вымыслами. Сезанн зубоскалит: "По мне пусть вовсе не будет женщин. Они
бы только сбили меня с толку. Я даже не знаю, что с ними делают; я всегда
боялся
узнать". Но подобные шуточки говорят не столько о непристойной развязности,
сколько о мучительном беспокойстве. Силы, которые Сезанн подавляет в себе,
сотрясают его, повергают в бурное смятение.
Свои неистово страстные композиции Сезанн создает в приглушенных, мрачных,
тусклых тонах, сквозь которые местами воплем вырываются яркие краски. Сезанн
злится на себя за свою бездарность. Темперамента у него больше, чем знаний, и
ему не удается придать форму своим видениям. Его неестественно угловатый
реализм
наносит ущерб форме, искажает ее строение. Раздраженный сопротивлением
материала
и собственной неспособностью передать то, что он так сильно чувствует и что,
неумело выраженное, еще больше мучает его, Сезанн яростно набрасывается на
полотно и утяжеляет его фактуру.
В поте лица обрабатывает он свои полотна, сильными ударами шпателя накладывая
краски густо, слоями, оттеняя контрасты светотени и грубо моделируя окруженные
воздухом объемы, которые при всем их кажущемся беспорядке подчинены бурному,
плохо сдерживаемому движению. Любопытное существо, право, этот южанин! Он весь
отдает себя обостренным чувствам и стремится не столько передать эти чувства,
сколько пережить их; романтик по натуре, реалист по интеллекту, он пытается - и
с каким неуклюжим пафосом! - преодолеть те непримиримые тенденции, что терзают
и
раздирают его.
Если теперь Сезанн и падает духом, то ненадолго. В начале января 1863 года,
спустя два месяца после возвращения в Париж, он пишет Нума Косту и Вильевьею:
"Я
спокойно работаю и потому спокойно ем и сплю". Он опять сдружился с товарищами
из мастерской Сюиса, с Амперером и Оллером, с которыми время от времени ходит
на
этюды в окрестности Сен-Жермена (Оллер живет в Сен-Жермене). Но его самые
большие друзья Писсарро и Гийеме.
Большую моральную поддержку черпает Сезанн в исполненных благоразумия словах
Писсарро. Более уравновешенного человека трудно найти. Его скромность, прямота,
благородство чувств, его спокойствие и уверенность, его всегда уместные советы
-
отдых для Сезанна; в присутствии Писсарро его нервное напряжение ослабевает.
Тяга Сезанна к Гийеме совершенно другого порядка: он забавляет Сезанна - вот в
чем его заслуга. Этот красавчик, четырьмя годами моложе Сезанна[45 - Гийеме
родился в Шантильи в 1843 году.], жизнерадостный, поверхностный кутила, у
которого, как о нем говорят, "внешность бретера и чувствительная душа",
совершенно чужд материальных забот (отец, крупный виноторговец в Берси, ни в
чем
ему не отказывает). Благодаря остроумию, шуткам в духе Рабле, приветливости
этот
бойкий весельчак становится одним из самых любимых спутников Сезанна в его
частых прогулках.
|
|