|
всевозможных школ и развить в себе какую-то самобытность, если таковая имеется".
Но на этот раз пусть Сезанн поторопится. "Мы упорядочим нашу жизнь: два вечера
мы будем проводить вместе, а остальные работать". И добавляет: "Наши встречи не
будут потерянным временем".
Сезанн, однако, попадает в Париж лишь в начале ноября. Еще и еще раз пришлось
убеждать родителей в необходимости его отъезда, снова пришлось пускать в ход
веские доводы, чтобы, с одной стороны, отделаться от настойчивых уговоров
любящей матери, а с другой - сломить сопротивление отца, который еще не простил
его. Он хочет подучиться и подготовиться к вступительному экзамену в Школу
изящных искусств - так сказал им Поль.
"Витурия молит сына своего Кориолана" - такова в нынешнем году тема
("глупейшая", по мнению Золя) конкурса, которую школа живописи предложила
экзаменующимся.
Часть вторая. Нетерпение (1862-1872)
I. Завтрак на траве
У великого пингвинского народа больше не было ни традиций, ни духовной культуры,
ни искусства... Воцарилось безграничное сплошное уродство.
Анатоль Франс, "Остров пингвинов"
Душевное состояние, в каком Сезанн возвращается в Париж, резко отличается от
того, в каком он уезжал отсюда немногим более года назад. Похоже, что у него на
душе стало легче. Он окончательно, раз и навсегда, осознал свое призвание.
Сразу
же по приезде Сезанн налаживает быт. Верный пристрастию к левому берегу, он
поселяется на улице Эст; из окна комнаты Сезанну видны деревья Люксембургского
сада, вдоль которого тянется эта улица. Вполне понятно, что первым делом Поль
записывается в мастерскую Сюиса; не теряя ни минуты, он приступает к работе и
приходит сюда регулярно два раза в день: утром он пишет здесь с восьми до часу,
и вечером - с семи до десяти. Ввиду того, что Вильевьей в данное время в
отъезде, поправлять этюды Сезанн просит одного из его друзей, а именно Шотара.
Трое неразлучных впервые собираются все вместе в Париже. Они часто видятся,
подбадривают друг друга, побуждают стремиться к тому, что соответствует
наклонностям каждого из них. Запершись в своей комнате, Золя пишет все вечера
до
полуночи. Поэзия отошла у него на второй план, теперь он сочиняет новеллу за
новеллой в надежде, что придет день, когда ему удастся напечатать их. Не может
быть, чтобы, поступив к Ашетту, он тем самым поставил крест на всем. К тому же
ему там скучно. Зато его служебные обязанности позволяют ему входить в
соприкосновение со многими известными писателями, такими, как Тэн, Сент-Бёв,
Мишле, Барбье Д'Орвилли, Ренан, Литтре, Гизо, Ламартин, и с изрядным числом
других авторов, менее знаменитых, но не менее значительных, как, например,
Дюранти, непризнанный апостол реализма в литературе. Этот грустный, чуть
желчный
человек говорит очень медленно, тихим-тихим голосом. Золя жадно слушает его.
Встречают неразлучные и своих экских знакомых. Все такого же обезоруживающе
простодушного Шайяна - он с прежней невозмутимостью переводит краски и при том
никогда не подумает обратиться к кому бы то ни было за советом, и Трюфема -
став
в прошлом году лауреатом конкурса живописи в Эксе, он поступил в Школу изящных
искусств. Знакомством с ним Сезанн, однако, не слишком дорожит. Один из друзей
Трюфема считает, что он "превзошел Делакруа", этого достаточно, чтобы
рассердить
Сезанна: он требует уважения к своему кумиру!
Шестьдесят три года сейчас Делакруа. Он болен, доживает последние дни. А между
тем талант его и по сей день признают неохотно. Стремясь ниспровергнуть его,
враги Делакруа становятся на сторону Энгра; но, по существу, и Энгра больше
ценят на словах, чем на деле. Живопись принятая, признанная - это живопись
|
|