Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Перрюшо Анри :: Анри Перрюшо - Сезанн
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-
 
борьбы. Когда я вижу, как вы склоняетесь к мысли, что мы, все трое, глупы и 
бездарны, я спрашиваю себя, не обуяла ли меня гордыня, вправе ли я еще верить в 

себя и стремиться к тому, что вы считаете безнадежным. Каким злополучным ветром 

подуло на нас? Для того ли мы боролись, чтобы отчаяться в победе, и неужели же 
нам придется отступить, еще не сделав шага вперед? Говорю вам, у вас нет 
мужества, и с вами я и сам перестаю быть мужественным; не в пример вам, я не 
отрекся от своей юности, не распростился с мечтами о славе; я все еще тверд, а 
между тем из всех троих я самый несчастный и самый стесненный в средствах".

В августе -приятная неожиданность! - Сезанн, вернувшись из Маркуси, бросается 
на 
шею Золя. Теперь они ежедневно проводят по шесть часов вместе. По правде говоря,
 
Золя не без тревоги наслаждается обществом друга. И действительно, никогда еще 
у 
Сезанна не было такого неустойчивого настроения. Он то заладит петь с утра до 
вечера один и тот же дурацкий куплет; то вдруг потемнеет, как туча, и все 
твердит: "Хочу немедленно уехать в Экс". Такая мысль ни на миг не покидает его, 

хотя он и виду не подает; но она гложет его, и от Золя это не ускользает. Стоит 

лишь парижскому небу нахмуриться, как Сезанн тут же мрачнеет от тоски по своему 

далекому Провансу и начинает недовольно фыркать. Блуждающим взглядом смотрит он 

на свое полотно или рисунок, руки у него опускаются, и в нем растет заглохшее 
было дикое искушение бросить палитру, кисти и вернуться в свой тихий городок, 
стать там лавочником, приказчиком, кем угодно, лишь бы бежать, вырвать из 
сердца 
свое нелепое желание и вновь обрести покой. Золя огорчен, он упорно старается 
переубедить Сезанна, внушить ему, что он сделает непоправимую глупость, если 
уедет обратно в Экс.

"Когда будешь писать Полю, - советует Золя Байлю, которому не сегодня-завтра 
предстоит держать вступительный экзамен в Политехническую школу, - не забудь 
напомнить ему, что близится день нашей встречи, и распиши ее в самых радужных 
красках; это единственный способ удержать его в Париже". Но сумеет ли Золя 
добиться своего, даже с помощью Байля? Кто-кто, а сам Золя в этом сильно 
сомневается. Два раза уже порывался Поль сложить чемоданы. Только красноречивые 

увещевания Эмиля останавливали его на полпути, и он снова принимался за работу. 

Но насколько его хватит?

Стараясь в последний раз удержать друга, Золя пускается на хитрость: он 
предлагает Сезанну закончить его, Золя, портрет. Сезанн с радостью хватается за 

эту мысль. Увы! Радость его быстро угасает. Ничто в этом портрете не нравится 
Сезанну. Ничто! Злой, недовольный, он пишет и переписывает его. Случается, что 
во время сеанса - Золя позирует на редкость терпеливо, он нем и недвижим, "как 
сфинкс", - кто-то из знакомых Сезанна робко постучится к нему в дверь. Сезанн 
смотрит букой и продолжает как ни в чем не бывало работать, только кисти еще 
яростнее ходят в его руках; непрошеный гость тут же исчезает. Нет, дело 
решительно не идет! И никогда не пойдет, никогда! Ну, так вот, пусть Золя еще 
один раз попозирует ему напоследок, и больше чтоб не было никаких разговоров об 

этом портрете. К черту живопись!

На другой день Золя приходит в назначенный час к Сезанну и застает того в 
хлопотах. Посреди комнаты стоит раскрытый чемодан, а Поль как бешеный носится 
вокруг него, опорожняя ящики, опрокидывая все вверх дном, как попало запихивая 
вещи в чемодан. "Завтра еду", - бросает он на ходу. "А мой портрет!" - 
восклицает Золя. "Твой портрет я только что порвал, - отвечает Сезанн. - 
Сегодня 
утром я хотел было его немного прописать, но так как он становился все хуже и 
хуже, я уничтожил его и уезжаю".

Золя не произносит ни слова. К чему теперь слова?

Друзья идут вместе завтракать. Сезанн успокаивается, обещает остаться. Но Золя 
изверился. Не уедет Сезанн на этой неделе, уедет на следующей. Теперь Золя в 
этом убежден. "И я даже думаю, что он правильно сделает", - пишет он Байлю. 
Золя 
проиграл. "Очень может быть, что у Поля талант великого художника, но у него 
нет 
таланта стать им", - приходит он к грустному выводу. Сезанну никогда не быть 
Сезанном.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-