|
чем она вызвана; он разочаровывается в своем лучшем друге. С изумлением и
скорбью приглядывается он к Сезанну и ставит ему в вину упрямство,
взбалмошность
и безрассудство. В пространных письмах к Байлю он изливает душу, жалуется,
сердится.
"Доказать что-либо Сезанну, - высказывается он, - так же легко, как заставить
башни Нотр-Дам танцевать кадриль. Даже сказав "да", он не сдвинется с места...
Он сделан из цельного куска твердого и неподатливого материала; его ничем не
сломишь, у него не вырвешь ни одной уступки. Даже планы свои и те он не желает
обсуждать, он боится обсуждения, во-первых, потому, что говорить утомительно;
во-вторых, из страха, что придется изменить свои взгляды, если другая сторона
окажется права... А в остальном самый лучший парень на свете". Золя заключает
свое письмо словами, в которых сквозит досада: "Я надеялся, что с годами он
как-
то изменится. Но я нашел его таким, каким оставил. Поэтому моя линия поведения
очень проста: никогда не препятствовать его сумасбродным идеям; если давать ему
советы, то лишь весьма косвенные; верить, что он по своей доброте пощадит нашу
дружбу; никогда первым не протягивать ему руки, дабы он не был вынужден пожать
ее против воли; одним словом, совершенно стушеваться, весело встречать его
приход, не надоедать ему своими посещениями, предоставить ему самому установить
ту степень близости, какая его устраивает... Не подумай, будто между нами
пробежала черная кошка, мы по-прежнему очень привязаны друг к другу".
Конечно, дружба Сезанна и Золя отнюдь не оборвалась. Однако встречи их
становятся все реже, так что видятся они в общем сравнительно мало. Золя мечтал
о больших "прогулках" по парижским окрестностям, по берегу Сены, о прогулках,
которые напоминали бы им их провансальские вылазки; он мечтал жить вдвоем в
братском единении: прекрасные эти замыслы развеялись, как дым на ветру. Хотя
Сезанн начал портрет Золя, но пишет его урывками, только в том случае, если
Золя
осмеливается после обеда постучаться к нему. Словно это единственное время дня,
когда и для их дружбы может найтись минутка. Все утро до одиннадцати часов
Сезанн проводит у Сюиса; сразу же после сеанса он завтракает, всегда за
пятнадцать су и всегда один; после полудня он отправляется работать к Вильевьею
- он живет теперь в Париже, и весьма комфортабельно, - который помогает ему
советами. Вернувшись от него, Сезанн ужинает и ложится спать. И все! "На это ли
я надеялся?" - вздыхает Золя.
Но ему ничего другого не остается. Сезанн убегает, исчезает на целые дни. Ни
друзья, которых он завел себе в мастерской Сюиса, ни его дорогой Золя, столь
трогательный в своей навязчивой любви, ни Вильевьей и его прелестная жена - ее
розовое личико сияет улыбкой и множеством ямочек, - так сердечно принимающие
его, чей очаг зажиточных буржуа (Вильевьей работает у своего тестя, декоратора
с
улицы де Севр) кажется ему приютом доброты, ни Шайян, на какое-то мгновение
забавляющий его, - никто и ничто не может успокоить Сезанна. В эти месяцы -
июнь, июль - его смятение растет изо дня в день. Он продолжает рисовать и
писать
у Сюиса и у Вильевьея, но всегда в раздраженном состоянии и все с более и более
явным отвращением к самому себе и к тому, что он делает. Отец был прав! Отец
был
прав! Кисти сами собой ломаются в дрожащих от нетерпения пальцах Сезанна.
Измученный, больной, издерганный, Сезанн переезжает с улицы Фейантин на
соседнюю
улицу Анфер. Он бежит. Однажды Золя узнает, что он покинул Париж и уехал в
Маркуси (департамент Сена и Уаза). Что сказать? Сказать нечего! Надо быть
совершенно безрассудным, чтобы до такой степени поддаться унынию. Золя устало
пожимает плечами.
Однако он сам в это время нуждается в поддержке. Здоровье его решительно
пошатнулось; он страдает от болей в желудке, в груди; бывает у него и
кровохарканье. А между тем ему подвернулась работенка: он корректирует труды
одного экономиста, который, со своей стороны, обещал свести его кое с кем из
писателей и даже найти ему издателя. Борьба будет долгой и жестокой. Хватит ли
у
Золя сил вести ее? К кому обратиться за ободряющим словом в минуты душевного
упадка? Байль, тот и сам ноет не меньше Сезанна, проклинает поприще, к которому
готовится. Что ж, так они все трое и сдадутся, один за другим? "Вы не
поверите, - пишет Золя Байлю, - до чего гибельно отражается на мне ваш отказ от
|
|