|
которому становится все труднее и труднее следовать за Сезанном и Золя в их
нетерпеливых творческих исканиях, в их планах, один чуднее другого.
В этом году Золя лучше использовал свое пребывание в Париже и привез оттуда
тьму
столичных анекдотов. Он настаивает на том, что Сезанн должен, если он хочет
стать художником, любой ценой убедить отца в необходимости отпустить его
учиться
в Париж. В Эксе он ничему не научится. Здешние обыватели - филистеры из
филистеров, Жибер - педант, а экский музей Лувра не заменит. К тому же в Париже
его и Сезанна будет согревать дружба, они будут поддерживать друг друга в
борьбе
и стремлении к славе. Золя наседает на Сезанна: правда ли, что он уже поговорил
с отцом по душам, сказал ему о своем призвании и о том, что хочет стать
художником?
Да, сказал. Да, конечно. Хотя он и боится отца, хотя знает, как тот огорчается
всякий раз, когда застает его врасплох с кистью в руке. В первую минуту Луи-
Огюст, казалось, не поверил, что живопись - подлинная страсть его сына. Как?
Значит, это не мимолетное увлечение! Значит, Поль действительно хочет всю жизнь
заниматься мазней. Какое безумие! Вопрос вовсе не в том, талантлив он или не
талантлив. Для Луи-Огюста одно желание писать, будь ты хоть Веронезе (еще
слышал
ли он когда-нибудь это имя?), хоть Жибер, уже само по себе нелепость. Не дело
для серьезного человека заниматься живописью. Художники? Вшивая богема,
непутевые мечтатели, о чьих достоинствах заявляют во всеуслышанье только в
надгробном слове.
Луи-Огюст пожимает плечами. В голове не укладывается, Поль, его сын, его
наследник, который по логике вещей должен был бы в один прекрасный день стать
преемником отца и возглавить банк, готов хладнокровно совершить подобную
глупость. Скорей бы уж убрался в Париж этот Золя! Потому что зло исходит
главным
образом от него, бесспорно, от него. Именно он внушает Полю неосуществимые
мечты, именно он сбивает его с пути. Кто знает, уж не преследует ли этот сынок
разорившегося инженера какую-то свою выгоду? Но частично зло идет и от матери,
она так и расцветает при слове "художник". Ее сын художник, куда как лестно! Ну
и фантазерка, ну и романтичная душа! От Луи-Огюста не скрылось, что она и Поль
состоят в каком-то заговоре, что они о чем-то шепчутся, а при его приближении
сразу умолкают. Да нет же, полно, это пройдет! Поль одумается. Мыслимое ли дело,
чтобы двадцатилетний малый долго упорствовал в своем безрассудном намерении.
"Не
мог же я, Луи-Огюст, произвести на свет кретина".
Хотя отец, оборвав его на полуслове, приказал ему продолжать занятия правом,
тем
не менее Сезанн, которого мать поощряет, а Золя донимает, побуждая к
решительным
действиям, прикидывает, как бы ему в ближайшее время, скажем в марте,
отправиться в Париж.
* * *
В таком волнении проходят все каникулы, вплоть до ноября. В начале этого месяца
Байль снова отправляется в Марсель, куда скоро должен поехать и Золя. На первом
же письменном экзамене он срезается и в довольно мрачном настроении
возвращается
в Париж. Между тем Сезанн 28-го числа успешно сдает первый экзамен.
Поль снова остается в одиночестве. Оцепенение Экса тяжело давит на него "По сей
день, - пишет он Эмилю, - привычный, размеренный покой постоянно осеняет своими
унылыми крылами наш пошлый город". Без всякого подъема продолжает он заниматься
на юридическом факультете и снова поступает в школу рисования. Одна лишь
живопись все больше и больше захватывает его. Он ходит в музей копировать
академические полотна, такие, как "Шильонский узник" Дюбюфа или же "Поцелуй
музы" Фрили, выполненные им с чрезмерным пылом. Для матери, нежной своей
союзницы в борьбе против отца, Сезанн пишет "Девушку с попугаем". Пишет он
иногда и обнаженных женщин, словно надеясь таким образом избавиться от любовной
|
|