|
берет
меня за руку и, повиснув на ней, тащит за собой вниз по склону Итальянской
улицы. "Я хочу, - продолжает он, - показать тебе одну хорошенькую малютку; мы
любим друг друга". Признаюсь, в тот миг у меня точно туманом застлало глаза; я,
можно сказать, предчувствовал свою беду и не ошибся. Ровно в двенадцать, с
последним ударом часов, я увидел, как из швейной мастерской вышла Жюстина; в
тот
же миг Сеймар подал мне знак. "Вот она", - сказал он. Я невзвидел света, голова
у меня пошла кругом, но Сеймар тащил меня за собой до тех пор, пока не подвел
вплотную к ней, так что я коснулся платья малютки..." И Сезанн пускается в
сетования: "Ах! Каких только воздушных замков, и притом самых безрассудных, не
строил я, а, видишь, что получилось: если ты не противен ей, так говорил я себе,
ты уедешь с ней в Париж, будешь там жить с ней вдвоем, станешь художником... Мы
будем счастливы, говорил я себе, в мечтах я уже писал картины в мастерской на
пятом этаже, и ты был со мной, - вот когда бы мы вволю посмеялись. Мне не надо
богатства, ты знаешь, каков я, несколько сот франков, и мы, я думаю, были бы
довольны. То была мечта, но, клянусь честью, мечта великая..."
Мечта великая, безусловно! Сезанн называет ее так в шутку. Но горечью пронизаны
его грезы. Наконец-то близятся каникулы. Скоро приедет Золя, а за ним и Байль,
чьи письма становятся все реже и реже: Байль бешено работает, ему недосуг
писать
друзьям. Когда Сезанну сказали, что Золя приедет в конце июля, он запрыгал от
радости. "Видел бы ты, как я прыгал, чуть ли не до потолка, даром что я плохой
прыгун", - шутил он.
Усиленно готовясь к экзамену на степень бакалавра, Золя продолжает писать стихи.
С лицеем Сен-Луи он мало-помалу свыкся и даже сблизился там с Жоржем Пажо,
своим
одноклассником, который, по его мнению, отличается необыкновенной живостью ума
и
воображения.
Жажда славы придала смелости Золя, и он отважился представить на суд товарищей
свою поэму, посвященную императрице. Однако ожидаемого успеха эта поэма не
принесла. Ее сильно раскритиковали. Узнав о том, Сезанн стал в героико-
комедийном тоне метать громы и молнии против "пигмеев", не сумевших оценить
гениальное творение его друга.
На письменном экзамене в начале августа Золя занимает второе место. Теперь ему
остается только сдать устные экзамены - единственное, что еще удерживает его
вдали от друзей. К сожалению, испытания проходят неудачно. Во-первых, Золя не
знает дату смерти Карла Великого; во-вторых, экзаменатор по французской
литературе счел, что суждение Золя о творчестве Лафонтена идет вразрез с
общепринятыми взглядами: полный провал. Ничего не поделаешь! Каникулы Эмиль
проведет в Эксе, а в ноябре поедет экзаменоваться в Марсель.
Как счастливы неразлучные, что, наконец, снова встретились! Как счастливы! Они
стремятся каждую минуту быть вместе. Искусство, поэзия, любовь - вот
неисчерпаемые темы их бесед, пружины всех их действий. Сезанн рисует и пишет.
Золя, который тоже вздыхает по одной юной жительнице Экса ("Воздушная", -
прозвал он ее), не уступая в робости Сезанну, не осмеливаясь признаться ей в
своей страсти, слагает в ее честь любовную поэму "Родольфо". Он тоже рисует. У
Вильевьея делает карандашный набросок двух купальщиц Жана Гужона и даже
помогает
Сезанну разрисовывать в Жа де Буффане громадную ширму - четыре метра длины на
два с половиной метра высоты, предназначенную для кабинета Луи-Огюста: на одной
стороне они пишут сцены из сельской жизни, на другой - гирлянды цветов и
листьев. Теперь, отправляясь на прогулку, Сезанн никогда не забывает брать с
собой тетрадь для зарисовок или кусок холста. Так как он задумал написать
картину "Разбойники", вся веселая ватага - Золя, братья Батистен и Изидор Байли,
живописно задрапировавшись в какую-то пеструю рвань, по двадцать раз позируют
ему в Инфернетах. Сезанн, в свою очередь, служит моделью Шайяну,
вознамерившемуся написать его портрет, который - увы! - отнюдь не назовешь
удачным образцом этого жанра: щеки у Сезанна получились какого-то бесцветного,
белесого тона, лоб - скучного мутно-серого. Решительно у славного Шайяна
самоуверенности больше, чем таланта. Байль, будущий студент Политехнического
училища, чтобы не отстать от товарищей, помышляет брать уроки литературы, "а
математику изучать как поэт и философ". Таким образом, он, несмотря ни на что,
будет в поэзии идти в ногу с друзьями, а главное, не уронят себя в их глазах -
страх, которым он втайне терзается. Такое стремление делает честь этому
"темноволосому толстяку с правильным, хотя и одутловатым лицом"[37 - Золя.],
|
|