|
взгляды Золя. Ни одна такого рода забота никогда не тревожит Сезанна. Что
отцовская опека раздражает его, что он порой восстает против власти Луи-Огюста
-
спору нет; и тем не менее благодаря тому жеотцу, чье состояние растет исправно
и
быстро, Сезанн застрахован от всех превратностей жизни. Денежный вопрос его
нисколько не беспокоит. Больше того, так как у Поля нет ни одной разорительной
склонности и потребности его, в сущности, доведены до минимума, так как он
лишен
тщеславия и его по-настоящему занимают и радуют одни лишь мечты, то он
неизменно
равнодушен к деньгам.
В том же году его отец из прихоти делает самому себе подарок. За каких-нибудь
восемьдесят тысяч франков (совсем даром) он покупает у г-на Виллара, бывшего
наместника Прованса, его загородный дом - Жа де Буффан (Жилище ветров),
расположенный в полутора километрах от Экса, по Рокфавурской дороге. Жа де
Буффан, куда ведет аллея старых величественных каштанов, очень красивое здание
XVIII века: широкий фасад, высокие окна, красная черепичная крыша - наподобие
генуэзской кровли. Дом окружен большим парком, где в бассейне, украшенном
каменными изваяниями - тут и дельфин, тут и львы, - мерцает зеркало воды.
Вокруг
на пятнадцати гектарах расстилаются луга и виноградники; поодаль густые тутовые
деревья скрывают хозяйственные постройки. Это имение Луи-Огюст прежде арендовал
и пересдавал барышникам, которые в базарные дни всюду рыщут в поисках пастбища
для скота. Отныне хозяином здесь будет он, Луи-Огюст; кроме всего прочего, Жа
будет ему служить местом летнего отдыха. Все местные толстосумы имеют городской
дом для зимы и загородный для жарких месяцев, когда в Эксе стоит тяжелый, почти
удушливый зной.
Не без досады узнает Экс об этом приобретении. В нем усматривают хвастливость
выскочки. А между тем при всем своем самодовольстве Луи-Огюст не менее своего
сына чужд тщеславия.
В банкире сильно говорит крестьянская кровь. Как истого крестьянина его
привлекают лишь реальные ценности; он презирает всякую мишуру - этот ребячий
вздор. Луи-Огюст не любит трубить о своих победах, напротив, он бы с радостью
скрыл их; ничем не выдавая своего удовлетворенного тщеславия, он в душе кичится,
и чем больше скрывает свою заносчивость, тем больше она обостряется. Какое
наслаждение быть богачом и не казаться им, богатеть и дурачить окружающих!
Не сущий ли пустяк для Луи-Огюста, если вдуматься, покупка Жа де Буффана, что
возбудила такую зависть и вызвала столько толков? Кто знает, какую часть -
двенадцатую, десятую, а то и меньшую - нынешнего состояния Луи-Огюста
составляют
восемьдесят тысяч франков, заплаченные за это поместье? Впрочем, банкир весьма
далек от желания бахвалиться красотой своего Жа де Буффана. Прежний владелец
поместья очень запустил его. Сад заглох. В самом доме многие комнаты до
крайности обветшали. Эка важность! Луи-Огюст, разумеется, не станет швырять
сколько-нибудь значительных сумм на дорогостоящий ремонт. Он ограничится тем,
что запрет нежилые комнаты. А об уходе за садом пусть позаботится природа.
Еще равнодушнее, если можно быть равнодушнее, относится к этому приобретению
Поль, он даже не потрудился сообщить о нем Эмилю. В глазах Сезанна Жа де Буффан
имеет одно лишь достоинство: это приют, в котором царит полнейшая тишина, где
можно работать в покое и одиночестве. Что он и делает.
Из окон верхних комнат взору открывается сверкающая, как алмаз, Экская долина.
Яркий свет шлифует бесчисленные грани на склонах далеких холмов. Устремленные
каждой своей веткой ввысь, сосны и кипарисы, лавры и зеленые дубы в прозрачном
воздухе кажутся окаменелыми. Провансальская природа при всей ее блистательной
суровости здесь дышит безмятежной задумчивостью - знакомая Сезанну песнь.
Но Сезанну скучно сейчас в Эксе. Думая о Париже, он соединяет воедино любовные
грезы и мечты о живописи. Он влюблен в очень хорошенькую, по его мнению, швею
Жюстину. Но вот беда: Жюстина, признается он, "не глядит на него". "Стоит мне
уставиться на нее, как она опускает глаза и краснеет. С некоторых пор я стал
замечать, и вряд ли это мне померещилось, что, повстречавшись со мной на улице,
она, повернувшись на каблучках, бежит от меня без оглядки". И хуже того,
любовное похождение это кончилось прежде, чем началось. "Как-то раз, -
рассказывает Сезанн Золя, - ко мне подходит один парень - такой же первокурсник,
как я, некий Сеймар, ты знаешь его. "Дорогой мой", - обращается он ко мне,
|
|