|
Этому Шайяну, сыну крестьянина из Трета, двадцать семь лет[34 - Шайян родился
13
февраля 1831 года.]. "Медлительные движения", "воловья шея, от загара черная и
грубая, как дубленая кожа"[35 - Золя.], выдавали в нем крестьянина. В один из
дней этой осени он покинул родное село и в желтой нанковой куртке, в таких же
штанах, с палкой в руке пешком добрался до Экса. Что привело его сюда? Всего-
навсего желание стать "артистом". Дойдя до Бульвара, он спросил полицейского:
"Где собираются экские артисты?" - "Артисты? - переспросил полицейский. -
Клянусь честью, я их знать не знаю, но видите вон там, чуть подальше, "Кафе
двух
парней" - в глубине его есть зал, где постоянно шумят и галдят какие-то люди.
Возможно, это они". Справка оказалась точной. "Артисты" приняли этого простака
с
ласковой и насмешливой терпимостью. "Не в третской ли школе изящных искусств
изволили учиться живописи?" - спросил его зубоскал Нума Кост. "Нигде я не
учился, - ответил Шайян с чувством превосходства. - Нет никакой надобности
учиться. Что может один человек, может и другой. Почему бы мне не сделать того,
что сделал Рембрандт или Ван-Дейк!"[36 - Приведено со слов Мориса Рембо.]. Тем
не менее Шайян разрешил "экским артистам" - снисходительность чистейшей воды -
препроводить себя к Жирару.
Сезанн благожелательно отнесся к Шайяну. "Славный малый, - говорит он, - и не
лишенный некоторой доли поэтичности, только у него до сих пор не было
руководства". Что подразумевает Сезанн под словом "руководство"? Не наставления
ли такого мэтра, как Жибер? Возможно. А между тем не он ли сам в минутном
порыве
критикует Жибера? Какая неожиданная покладистость в отношении столь
академичного
учителя, ниспосланного ему судьбой! Традиционный гуманизм, который Сезанну
вчера
еще преподносили в коллеже, а сегодня в школе рисования, кажется ему
непреложной
истиной. Истина эта поддерживает Сезанна; она ободряет его робкую душу,
упорядочивает его жизнь, придает ему выдержку, уверенность и неуязвимость.
"Страшная штука жизнь!"
Страшная со всех точек зрения! Женщины образуют какой-то свой, странный,
таинственный мир, в одно и то же время порочный и пленительный. А любовь, о
которой Золя столько твердил ему и Байлю, не смехотворная ли химера, не плод ли
больного воображения эта идеальная любовь? В письме к Золя Сезанн вдруг пишет:
"Любовь, как ее понимает Мишле, любовь чистая, возвышенная, может быть, и
существует, но, согласись, крайне редко". И это пишет Сезанн, который опять
влюблен - сейчас даже больше, чем когда-либо, - и опять не делает ни шага,
чтобы
добиться взаимности.
Байль, приехавший на рождественские каникулы в Экс, всячески убеждает его
примкнуть к сторонникам "реализма в любви". По этому поводу между ними
разгорается спор: Сезанн в данном случае предпочитает, конечно, спорить, нежели
действовать. А вот Золя, тот из Парижа одергивает друзей. "Реализм в любви, -
взывает он, - сама мысль эта недостойна нашей юности". Мишле прав, начатое им
дело "возвращения мужчины к женщине" должно быть продолжено. Спасти мир может
идеализм; он представляет собой одно из условий прогресса.
То, что Золя высказывает подобное убеждение именно в такой момент, когда сам он
находится в состоянии небывалой подавленности, - немалая его заслуга.
Охваченный
отвращением ко всему на свете, чувствуя, что не в силах больше смело смотреть в
будущее, он решает - несомненно, один из способов самоубийства - бросить учение
и поступить на любую службу, какая только подвернется. Он спохватывается лишь в
самую последнюю минуту. Почуяв "бездну", готовую поглотить его, он в ужасе от
рисующегося ему серого, мелочного существования отпрянул и, выведенный из
состояния подавленности внезапно проснувшимся честолюбием, подстегнувшим его
волю, отказался от своего "нелепого, отчаянного решения". "Жизнь борьба, -
сказал я себе, - примем же борьбу, и да не остановят нас ни усталость, ни
горести". Он подготовится и сдаст экзамен на степень бакалавра словесных наук,
а
затем изучит право и сделается адвокатом. Это станет его второй профессией, ибо,
во-первых, и прежде всего он будет тем, кем рожден, - писателем.
Нужда, тяжелая жизнь, выпавшие на долю его семьи, несомненно, сильно влияют на
|
|