|
1 октября - промелькнули как сон чересчур короткие каникулы - Золя возвращается
в Париж. В ноябре Сезанн, наконец, сдал экзамен на степень бакалавра (и
вдобавок
с оценкой "довольно хорошо"). Он ликует, но радость его быстротечна, потому что
теперь ему предстоит, подчиняясь воле отца, поступить на юридический факультет.
Я Права скользкий путь избрал - верней сказать,
Не я избрал, меня принудили избрать.
Проклятый кодекс прав, двусмысленный, неясный,
Три года отнял он и сделал жизнь ужасной.
В этих стихах при всей их аффектации нет ничего надуманного. Сезанну до смерти
скучно изучать право. Он хочет только одного (медленно созрело в нем это
желание!) - рисовать, писать. А не признаться ли родным? Фантазерке-матери -
еще
куда ни шло. Но если, набравшись храбрости, он как бы невзначай пробормочет
отцу
о своем желании, тот, вероятнее всего, пожмет плечами и поспешит забыть
услышанное. Еще одна блажь его взбалмошного отпрыска! Ежели он считает своим
долгом поддержать честь отца, то давно пора взяться за ум и подумать о том, что
жизнь не игрушка. Изучая право, Сезанн, разумеется, не только не усердствует,
но
делает лишь то, что диктуется строгой необходимостью; с досады он пытается
втиснуть в двустишие свод законов, начинает сочинять большую поэму на
мифологическую тему и брюзжит александрийским стихом:
О Право, кто собрал, к несчастью моему,
Запутанный Дижест, не нужный никому?
Когда есть в мире ад и в нем осталось место,
Назначь его, господь, создателю Дижеста!
Сезанн жалобно причитает, а Золя в это время лежит в бреду. Не успел он
вернуться в Париж, как тяжело занемог: что-то вроде тифозной горячки на полтора
месяца приковало его к постели. Головокружение. Тоска. Золя отбивается от
осаждающих его кошмарных видений. Тоска, порожденная каникулами - ибо это она,
-
снова всплывает, торжествует, овладевает им, трагически озаряя своим
фосфорическим свечением мрак, в который он погрузился.
"Вокруг меня все черно, я словно возвращаюсь из дальнего путешествия. И как ни
странно, даже не знаю, куда уезжал. Меня лихорадит, лихорадка зверем мечется в
крови... Да, вспоминаю, все было именно так. Постоянно один и тот же кошмар: я
ползу по нескончаемому подземелью. Внезапно всего меня пронизывает сильнейшая
боль: натыкаюсь на груду камней, упавших со свода и заваливших все подземелье,
проход суживается, запыхавшись, останавливаюсь, чуть дышу; меня охватывает
бешеное желание выбраться отсюда; встречая непреодолимое препятствие, пускаю в
ход ноги, кулаки, голову, отчаиваюсь когда-нибудь пробиться сквозь этот все
растущий обвал..."
Золя, наконец, встает с постели, у него расшатаны зубы, весь рот в язвах; он не
может говорить и вынужден, чтобы объясняться, писать на грифельной доске.
Разглядывая афиши, расклеенные на стене, в которую упирается окно его комнаты,
он убеждается в том, что не может разобрать ни одной буквы.
Сезанн и не подозревает, какая скрытая драма разыгрывается в Париже. О болезни
Золя он узнает стороной, от одного общего знакомого. Полученные Сезанном
сведения носят чисто формальный характер: врачебный отчет о медикаментах и
скачках температуры - в общем ничего такого, что позволило бы ему догадаться о
том страшном споре между жизнью и смертью, каким на деле была болезнь Золя.
"Приветствую твое выздоровление", - пишет он в декабре своему другу.
Сезанн по-прежнему живет раздвоенной жизнью, разрываясь между факультетом права,
с каждым днем все более и более ненавистным и неохотно посещаемым, и школой
рисования, куда он не преминул вернуться и где пишет с живой натуры. Он строит
планы, которые, несомненно, рассердили бы его отца, узнай тот о них; Сезанн
просит Золя справиться об условиях конкурса, проводимого Парижской академией
художеств.
У Жибера Сезанн снова встречает своих товарищей: тут и Нума Кост, и Гюо, и
Трюфем, и Солари, и Вильевьей, тут и сын Жибера Оноре, и некто Понтье, весьма
манерный юноша. Между прочим, в этом году школа обогатилась еще одной
колоритной
фигурой в лице новичка - Жана-Батиста-Матье Шайяна.
|
|