|
ему приглянется какой-нибудь живописный уголок.
Но вот в феврале 1858 года Золя получает от матери совершенно неожиданное
письмо: "Жить в Эксе нет больше возможности. Продай оставшуюся рухлядь.
Вырученных денег тебе и дедушке хватит на два билета третьего класса.
Поторопись. Жду".
Что должен был чувствовать Золя, читая это письмо и передавая его содержание
Сезанну и Байлю! Увы! Их чудесной жизни втроем пришел конец. Однако ничто не
потеряно. Золя "катит" в Париж. Придет день, когда оба его друга последуют за
ним. Придет день, когда все трое встретятся там, в столице, и, связанные
братскими узами, верные идеалам юности, станут сражаться бок о бок.
Прогулявшись напоследок в Толоне и к плотине, Золя покидает своих товарищей и
первым из трех неразлучных отправляется разведчиком "на поиски, - как он
говорит, - лаврового венка и возлюбленной, которые бог приберегает к их
двадцатилетию".
III. "И я художник"
Этот безнаказанный порок - живопись.
Критик
Сезанн, вероятно, никогда не думал, что отъезд Золя причинит ему такую боль.
Байлю, конечно, тоже несколько не по себе, и он всячески это подчеркивает. Он
скучает по Эмилю, сожалеет, что его нет, но не больше. Это нисколько не мешает
ему усердно готовиться к экзамену на степень бакалавра одновременно
естественных
наук и словесности, который он рассчитывает сдать в конце школьного года. Его
грусть -чисто внешнее проявление, а не крик души - своего рода дань дружбе.
Этого не скажешь о Сезанне. Хотя у него есть Байль, есть любящая семья, Сезанн
вдруг почувствовал себя одиноким и покинутым. В длинных письмах к Золя, где
шутливые стишки, сами собой срывающиеся с пера, вплетаются в прозу, едва ли
более серьезную, а подчас и вовсе гаерскую (обычная болтовня школьника), сквозь
этот чуть принужденный наигрыш проглядывает смятение. Словно стараясь нарочитой
иронией умалить искренность признания, он пишет: "Дорогой мой, с той поры, как
ты покинул Экс, меня гложет черная тоска; право, я не лгу. Не узнаю самого
себя:
глуп, туп, неповоротлив". И в самом деле, Сезанн учится теперь далеко не с
прежним рвением, готовит уроки кое-как и получает одни лишь более чем
посредственные баллы. Поль не находит себе места, живет лишь мечтой о
предстоящих каникулах, которые вернут ему друга, и тогда да здравствует
радость!
Впрочем, в тот период его мучит и многое другое. Не рисование ли отбивает у
него
охоту к занятиям? Во всяком случае, в школе Жибера он делает явные успехи. К
тому же еще этот девятнадцатилетний мальчик пленился. И кем?
...женщиной прелестной.
Она смугла, стройна ее осанка,
Миниатюрна ножка, а рука
Сверкает белизною, вероятно...
"Потому что в перчатках", - добавляет Сезанн на полях, обращая в шутку свое
увлечение. Горе-увлечение! Сезанн, который весь цепенеет при мысли о
необходимости что-то предпринять, "молча сохнет" и довольствуется тем, что
издали любуется своей милой. Ну до чего же он несмел и неловок, до чего
неуверен
там, где нужно быть решительным! Вечно он сомневается в себе. В письмах к Эмилю
Поль всячески старается эффектными шутками приглушить, скрыть его, это сомнение,
но тщетно, оно неизменно проступает вновь. Его любовные дела? Все в прежнем
положении. Ничего он "не добьется", разве что счастье само придет ему в руки. А
экзамен на степень бакалавра? Тоже мало утешительного. Байль сдаст, а он нет:
"Погубят, провалят, вышибут, оглушат, обратят в камень, повергнут в прах - вот
что со мной сделают".
Однако юность вопреки всему довольно легко побеждает. В сумбурных письмах к
Золя
|
|