|
с наступлением сумерек растаяли, как тени". Пусть в ягдташе нет дичи, зато
головы полны грез; к тому же ягдташ набит книгами, и они населяют роскошными
видениями отшельничество трех неразлучных.
Как-то раз один из них извлек на свет затесавшийся между пороховницами и
коробками пистонов томик неизвестного им поэта, чье имя - Альфред де Мюссе -
учителя обошли молчанием. И сразу же блеск Гюго померк для неразлучных. Они
больше не расстаются с Мюссе. Читают и перечитывают его стихи. Насмешливый
романтизм Мюссе, "его дерзость гениального мальчишки", его скептицизм, его
вызов
кажутся им сродни, а его стенания и подавно. Поэзия Мюссе становится их
"религией". И мог ли не растрогать неразлучных Мюссе, чей скорбный крик
"выразил
отчаяние века"? Голосом, дрожащим от волнения и слез, они неустанно повторяют
горькие строфы, те "ширококрылые строфы, что с шумом уносятся вдаль".
Волшебный мир поэзии! Неразлучные наперебой сочиняют стихи. Золя задумал даже
написать большую поэму в трех песнях "Цепь поколений" - всеобъемлющую историю
человечества, которая охватила бы сразу его прошлое, настоящее и будущее. Он,
Золя, станет поэтом. И Сезанн тоже. И Байль тоже. Все трое станут поэтами.
Чуждые мелочных стремлений, они будут жить в стороне от всех, вдали от людской
злобы и глупости. Будут писать, познают славу и любовь. В один прекрасный день
они нагрянут в Париж и завоюют его. В один прекрасный день к ним придет чистая,
нетронутая любовь и утолит их жажду идеала. Книги закрыты. Золя лежит в траве
на
берегу реки и, устремив блуждающий взор в небо, изливает душу. Женщина, да, но
он хотел бы, чтобы она была "как полевой цветок, что весь в росе распускается
на
ветру", чтобы тело и душа ее были подобны "водяной лилии, омываемой вечным
потоком"; он клянется "полюбить лишь девственницу, целомудренное дитя, чья душа
белее снега, прозрачней ключевой воды, а по чистоте своей глубже и
беспредельнее
неба и моря".
Молча слушают его Сезанн и Байль, следя глазами за тающим в вечернем воздухе
дымком их первых в жизни трубок.
* * *
В 1825 году, то есть примерно лег тридцать назад, город Экс приобрел бывшую
часовню Мальтийского рыцарского ордена иоаннитов. Здание это было отведено под
городской музей, туда же перевели и школу рисования, которая щедротами герцога
Вилларского существует с конца XVIII века, точнее с 1766 года.
Школа эта бесплатная. Преподает в ней хранитель музея Жозеф Жибер, человек лет
под пятьдесят[27 - Жибер родился в Эксе 23 апреля 1808 года.], художник-
портретист, воспитанный в строжайших академических традициях; он пишет
преимущественно церковников, генералов да испанских инфантов; высшие
министерские чины тоже удостаивают его своими заказами. У него учится много
молодежи, в том числе и добряк Филипп Солари, готовящийся стать скульптором. К
нему не замедлил присоединиться и Сезанн; он ходит на вечерние занятия.
Луи-Огюст не счел нужным противиться желанию сына посещать эту школу. Рисование,
живопись в такой же мере, как и музыка, - это те изящные искусства, какими дети
богатых людей вправе скрашивать свой досуг. Мария Сезанн и та рисует маленькие
акварели. Пусть Поль, раз это доставляет ему удовольствие, сидит после коллежа
взаперти в бывшей часовне мальтийцев под неусыпным надзором Жибера: так лучше,
в
тысячу раз лучше, нежели бегать по кафе или за первой встречной юбкой.
В школе рисования Сезанн оказывается в совершенно новой для него среде.
Большинство молодых людей, с которыми он там встречается, готовятся к различным
художественным профессиям. Многие хотят стать живописцами, как, например,
Огюст[28 - Огюст Трюфем родился в 1836 году.], брат скульптора Франсуа Трюфема,
или сын бедного сапожника Нума Кост[29 - Нума Кост родился 28 августа 1843
года.] - он на два с половиной года моложе Сезанна; посещая бесплатную школу
отцов-иезуитов, Кост по мере возможности занимается еще и самообразованием.
Сезанн быстро сходится с ним и с великовозрастным верзилой Жозефом
Вильевьеем[30
- Жозеф Вильевьей родился 6 августа 1829 года.], который на целых десять лет
старше его и уже работает в области прикладного искусства; благонамеренный
мещанин по своим вкусам, он в ранней юности учился у Гране - того самого Гране,
|
|