Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Перрюшо Анри :: Анри Перрюшо - Сезанн
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-
 
мучителей; большой да дурной, полный невежда. Обладай он по крайней мере 
безупречными манерами этакого благовоспитанного лодыря. Куда там! Вдобавок он 
еще близорук, этот олух; краснеет по пустякам, конфузится, как девчонка; сразу 
видно, что привык держаться за маменькину юбку; недаром каждый день в приемной 
коллежа его дожидаются две женщины - видимо, мать и бабушка: приходят 
полюбоваться на своего ангелочка. Кроме того - и это уже действительно 
"серьезное обвинение", - Эмиль не уроженец Экса; он чужак, "франк", Парижанин, 
и 
говорит на каком-то чудном языке - что за уморительный акцент! Ко всему у него 
еще дефект речи, он произносит "колбата" вместе "колбаса". И наконец, верх 
преступления, он беден. Живет в каком-то невообразимом доме, где-то у черта на 
куличках, у самого Пон-де-Беро, в диковинном поселке, среди цыган, ветошников и 

всякой голи перекатной. Впрочем, нет. Семья Эмиля там больше не живет. С тех 
пор 
как он поступил в коллеж, Золя снова переехали, теперь уже на улицу Бельгард, 
что не только не лучше, но даже хуже. Кто же не знает, почему не сидится на 
месте этим Золя: каждый раз, как они меняют квартиру, у них становится одной 
комнатой меньше, следовательно, и платят они меньше; коли так пойдет и дальше, 
они в конце концов переберутся в подвал. Нужда действительно свила себе у них 
прочное гнездо; последние пять лет, то есть со дня смерти инженера Золя, 
кредиторы обрывают им звонки. Эмиль - Парижанин, краснеющий балбес, к тому же 
еще и сирота - единственная вина, которую ему, так и быть, прощают. Над ним по 
крайней мере можно всласть покуражиться, ведь он беззащитен: две втянутые в 
запутанную тяжбу женщины, что приходят к Эмилю, вряд ли могут ему чем-нибудь 
помочь.

Золя попытался было дать отпор своим многочисленным преследователям. Но где ему 

справиться со сворой осатанелых мальчишек? До этого времени он жил баловнем 
семьи, рос дичком, шатался, отлынивая от уроков, по улицам или вдоль Тирсы, 
речушки, вьющейся по Пон-де-Беро; этот добрый, тихий, мечтательный мальчик, 
нежный и великодушный, любит животных, растения, все живое. И надо же было 
упрятать его в этот мрачный коллеж! С горестным изумлением смотрит он на 
сорванцов, которые ожесточенно бросаются на него. Он отступает под ударами, 
думая только, как бы скрыться и, забившись в уголок, выплакать свое горе. 
Счастье, если все кончается тем, что, загнав его в самый конец второго двора, 
запрещают кому бы то ни было подходить к нему, к этому "прокаженному".

Не считает Эмиля таковым один-единственный человек в коллеже. А именно, Поль. 
Хотя они учатся в разных классах, он старается время от времени перемолвиться с 

ним словечком. Этот Эмиль, "задумчивый страдалец", славный мальчик, "свой 
парень" - вот его, Поля, личное мнение. И это мнение - кто бы мог ждать от 
такого трусишки? - он подтвердил, делом. Однажды, когда Эмиля вновь подвергли 
остракизму, Поль, в порыве рождающейся симпатии нарушил запрет и, подойдя к 
"отверженному", стал утешать его. Все сразу же обрушились на Поля и давай его 
тузить; удары посыпались градом. И все же произошел раскол, отныне коллежу не 
идти больше стеной на одного.

На следующий день Эмиль Золя, растроганный до слез, приносит Полю Сезанну в 
знак 
благодарности большую корзину яблок. Дар признательности, дар, скрепляющий 
дружбу[19 - "Да, сезанновские яблоки не сегодня созрели!" - скажет, подмигнув, 
художник, вспоминая впоследствии это происшествие.].


* * *

Сезанн и Золя, сами того не ведая, открывают новую страницу жизни.

Благодаря Сезанну, своему неизменному заступнику, Золя уже не чувствует себя 
одиноким в этом ненавистном коллеже, который сразу перестает быть для него 
каторгой. Дружба Сезанна согревает Золя; она мирит дичка с положением 
пансионера. Больше того, школьные успехи друга возбуждают в нем желание учиться.
 
Он нагоняет упущенное время и вскоре уже блистает в рядах первых учеников. В 
нем 
пробуждается честолюбие. Эмиль пишет. Он, который в семь с половиной лет не 
знал 
грамоты, начинает строчить исторический роман - - плагиат "Истории Крестовых 
походов" Мишо. Привязанный к Сезанну узами нежной преданности, он в общении с 
другом вновь обретает свою восторженную откровенность.

И его пылкие чувства передаются Сезанну.

Доверчивая любовь Золя открывает перед Сезанном вселенную. Наконец-то Поль 
может 
выйти за тесные границы домашнего мирка. Вчера еще он прибегал за помощью к 
матери, находил опору у сестры. Сегодня Золя дарит ему нечто большее, чем опору,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-