|
к
новоявленному самодержцу, рожденному второго декабря. Он высмеивает императора
в
язвительных стихах.
"В профиль Карагез, в фас сова ночная".
Этот военный, убежденный республиканец, рьяный поклонник Гюго, не чужд общения
с
музами. Ночами читает Вергилия и сам сочиняет сонеты. Знаток литературы и
искусства, предпочитающий в них ценности сугубо "неофициальные", он приглашает
в
свой салон на улице Трюден писателей, художников, скульпторов и музыкантов -
Лежон почитает лишь те умы и таланты, которые далеки от конформизма. Мане
захаживает в дом на улице Трюден - порою в сопровождении Баллеруа, - где
встречает Барбье д'Орвильи, Константена Гиса, Поля Мериса, приятеля Гюго,
фотографа Надара, гравера Феликса Бракмона... Как-то вечером 1858 года "майор"
представляет Мане странному человеку - безбородое лицо, кривящиеся губы,
необычайно черные, горящие каким-то магнетическим блеском глаза - эфир и опиум
успели опалить лихорадочным жаром глаза автора "Цветов зла" - скандальной книги,
которая годом раньше стоила поэту исправительного дома, - Шарлю Бодлеру.
Одеяние изысканности необычайной, нарумяненные щеки, тщательно ухоженные
маленькие руки - таков Бодлер. Он одет в голубую блузу с золотыми пуговицами -
братья Гонкуры называют ее "одеждой гильотинированного"; шею обрамляет большой
широкий воротник ослепительной белизны с повязанным вокруг пышным черным
галстуком.
Невзирая на разницу в возрасте - Мане двадцать шесть лет, Бодлеру тридцать
семь, - художник и поэт мгновенно почувствовали друг к другу горячую симпатию.
"Он загримирован, - говорит Мане о Бодлере, намекая на его румяна, - но какой
гений таится под этим гримом!" Что же касается Бодлера, то этому провидцу,
этому
иконопоклоннику, этому поэту - ведь его первой подписной публикацией был "Салон
1845 года" - оказалось вполне достаточно изучить некоторые работы Эдуарда на
улице Лавуазье, достаточно было окинуть художника своим взглядом ясновидца,
взглядом, "пронизывающим насквозь, почти сомнамбулическим"[59 - Barbey
d'Aurevilly, в "Le Gaulois" от 3 июля 1872 года.], чтобы понять, что
представляет собой Мане. Поэту нравится не только пылкость Мане, но и его
манеры, благовоспитанность, отвращение к вульгарности и неряшливости, принятым
у
представителей богемы. За светской внешностью Бодлер угадывает муки, терзающие
художника. Он угадывает скрытую чувствительность, неясную пока даже для самого
Эдуарда, чувствительность, ищущую форм для самовыражения. А быть может, он
угадал, почуял родство внутреннее? Путешествие в Рио - о нем в семействе Мане
предпочитают больше не вспоминать - созвучно событию в жизни Бодлера. В юности,
взбунтовавшись против родителей, поэт вынужден был уйти в море и побывал на
островах Маврикия и Бурбон. Он тоже знает, что такое кожа черного цвета.
"Ведьма
с эбеновыми бедрами, дитя черных ночей": у Бодлера связь - связь бурная,
сплошные ссоры и примирения - с мулаткой Жанной Дюваль. Коварный люэс делает
свое страшное дело. Вот уже несколько месяцев Бодлер страдает заболеванием ног,
желудка; он с трудом двигается, порой задыхается...
В этой игре совпадений угадывается родство душ - неясное, но более глубокое и
сильное, чем внешние расхождения, - и родство это порождает дружбу.
Страшился ли Мане подобного братства, которое, неожиданно возникнув, не могло
не
затронуть самой глубины существа этих двух людей? Повадки священнослужителя,
вид
жреца - жреца дьявольского, священнослужителя черной мессы - Бодлер являет
собой
личность скандальную. Как далеко оказался Мане от Кутюра, от академических
чинных почестей! Вместо фимиама - проклятия и яд, вместо пристойной
торжественности - судебный процесс. Процесс против "Цветов зла", равно как и
процесс, имевший место шесть-семь месяцев тому назад, против автора "Мадам
Бовари" означал разрыв Литературы с большой буквы с моралью банальной и
обывательской. Какой пример подал строптивцу Мане Шарль Бодлер! Так возникает
проклятое искусство, так появляются творцы, которых власти и толпа предают
анафеме. Дружба Мане и Бодлера, возникшая в силу потаенных импульсов, исполнена
грядущих знамений. Но что дано предвидеть Мане? Он бездумен и слеп, он не
относится к тем, кому ведомы тайны предзнаменований.
Художник и поэт сближаются, их отношения приобретают более тесный характер.
|
|