|
Вместе завтракают у Павара или на улице Бреда[60 - Сейчас улица Анри Монье.] в
"литературном ресторанчике" Диношо. Мане зачастую платит по счету, одалживает
Бодлеру деньги. Ибо поэт-денди более чем некредитоспособен. Его долг у Диношо
очень значителен.
"Этот человек будет живописцем, тем настоящим живописцем, - утверждает Бодлер,
-
который сумеет ухватить в современной жизни эпическую сторону; он заставит нас
увидеть и понять, как мы велики и поэтичны в своих галстуках и лакированных
ботинках"[61 - "Salon de 1845".]. Идея "современности", о которой непрестанно
говорит Бодлер, совпадает с аналогичной идеей Мане, более или менее художником
осознанной. Но Бодлер, хотя он и фигурирует среди персонажей картины Гюстава
Курбе "Мастерская", отнюдь не может причислить себя к реалистам. Равно как и
Мане. Сочетающий "повышенно-нервную чувствительность и загадочную
холодность"[62
- По словам Поля Жамо.], он представляет собой реалиста лишь в той мере, в
какой
творец хочет овладеть реальным, чтобы затем превратить его в поэзию, сделать
частью вечности. Бесстрастный лиризм Бодлера, воплощенный в гимне недвижной
красоте, вполне мог быть созвучен живописи художника:
Я - камень и мечта; и я прекрасна, люди!
......................................................
Как лебедь, белая - и с сердцем изо льда...
......................................................
Претит движенье мне перестроеньем линий,
Гляди: я не смеюсь, не плачу - никогда.[63 - Перевод Вячеслава
Иванова.]
Именно в то время, когда возникла дружба с Бодлером, Мане писал этюды с
Александра - мальчик-подручный по мастерской часто ему позировал.
Мане чрезвычайно любит подростка, ему привлекательна эта "живая шаловливая
физиономия", принимающая порой грустное, меланхолическое выражение. После того
как художник изучил приятные черты Александра в живописных набросках, рисунках
и
лависах, он резюмирует свои наблюдения в картине "Мальчик с вишнями": здесь
преломились самые разные влияния, начиная с голландских мастеров и Шардена и
кончая даже Мурильо - он, кстати, Мане совсем не нравится. Ведь Бодлер, как,
впрочем, и Мане, тоже без ума от испанцев; поэту очень хочется, чтобы художник
как можно больше почерпнул из их произведений.
Мане все еще одолевают сомнения, он мечется, пытаясь обрести себя. Воображение
ему почти не свойственно, а так называемое вдохновение его никогда не посещает,
он не в состоянии предугадать, какую картину напишет, на каком сюжете
остановится, - хватаясь за один, затем тут же начинает новый. Если что-то по-
настоящему его и волнует, то это проблемы фактуры, техники. Все эти
традиционные
полутона набили оскомину. "Мне претит все бесполезное, - говорит он Прусту, -
но
этого мало - надо увидеть то, что полезно".
Однажды Кутюр - он при случае не прочь узнать мнение Мане - показывает ему
только что написанный портрет оперной певицы мадемуазель Пуансо. Мане хвалит
работу, но тем не менее находит ее колорит "тяжеловатым, слишком засоренным
полутонами". Кутюр, настроенный в тот момент миролюбиво, не воспринимает
критику
всерьез. "Ага! Наконец-то вы поняли. Вы отказываетесь видеть последовательность
промежуточных тонов". Ну конечно, признается Мане, свет представляется "таким
единым, что одного топа достаточно для его передачи, - поясняет он, - и хоть
это
может показаться резким, желательнее делать внезапный переход от света к тени,
а
не нагромождать оттенки, которых глаз не воспринимает и которые, помимо всего
прочего, ослабляют не только силу света, но и окраску теней, подлежащую
выявлению. Ибо, - уточняет он, - окраска теней имеет массу оттенков, она вовсе
не однообразна".
Пожав плечами, Кутюр прыскает со смеху. Бедняга Мане! Никогда он не избавится
от
своих сумасбродств. После того как Мане ушел, к Кутюру приходит гравер Монсо.
Кутюр продолжает и при нем поносить Мане и в конце концов называет его
"тронутым". Монсо - болтун, он повсюду повторяет это слово, и в результате оно
становится известно Мане.
Мане мечет громы и молнии. Он задет и клянется отныне обходить дом Кутюра. Это
не мешает ему утверждать, что он поубавит Кутюру спеси. "Я ему не то покажу;
сделаю еще картину. Тут-то он меня и попомнит".
|
|