|
был обязан замыслом неосуществленной картины.
Этот неосуществленный замысел тоже не способствует успокоению Мане. Его
непрерывно гложет теперь скрытая тревога. Как хотелось бы ему жизни легкой и
ничем не отягощенной, но в действительности все идет наоборот. Отец болен, его
свалил ревматизм. Поэтому Эдуарда еще сильнее мучат угрызения совести. Ему
просто необходимо добиться успеха. Только успех может служить для него
оправданием. А потом все стало бы просто, считает он. "Не могу понять, почему
ты
так хочешь понравиться Кутюру", - говорит ему Пруст. Потому, что поддержка
Кутюра ободрила бы его, внушила бы уверенность. Что бы там ни было, а уроки
автора "Римлян" еще крепко сидят в нем - да разве могло быть иначе? И на что бы
он мог еще опереться? Тщеславия в нем больше, чем гордости. Он воспринимает
себя
скорее как "сына Мане", чем просто Мане. Ведь он еще не знает, что он - Мане.
И вправду в нем как бы сосуществует одновременно несколько натур: живой,
элегантный молодой человек, который развлекается, шутит и состязается в
остроумии с бездельниками, завсегдатаями Бульвара; мальчик, который покорно
слушается своего папеньку и аккуратно, каждый день в определенный час
возвращается в родительский дом на улице Клиши[57 - В 1852 году г-н и г-жа Мане
переехали с улицы Птиз-Огюстэн (переименованной тогда же в улицу Бонапарта).
Два
или три года они жили в доме под № 6 по улице Мон-Табор, а в 1855 году
перебрались на улицу Клиши в дом № 69.]; тайный возлюбленный Сюзанны и тайный
отец; ученик Кутюра, изнемогающий от желания скорее заполучить награды, медали,
попасть в Институт; и наконец, тот Мане, о каком еще никто не догадывается, -
искатель новых путей, сосредоточенный и беспокойный, человек, чьи глаза видят
то, чего другим видеть не дано.
Он ежедневно бывает в Лувре. Все остальное время работает на улице Лавуазье,
пишет там несколько портретов, в частности портрет Антонена Пруста, выполненный
в полном соответствии с эстетическим кредо Кутюра, и собственное изображение,
автопортрет-шарж, снабженный иронической подписью: "Некий друг"
Все, что он делает, будь то копии или оригинальные произведения, выносится на
суд Кутюра. Мане изо всех сил хочет понравиться учителю, старается исправно
употреблять его живописные приемы. Но Кутюр не оттаивает. После выставки 1855
года - "этого глотка горечи" - его мизантропия усилилась, язвительность
возросла. Осенью 1856 года ему было показалось, что судьба вот-вот улыбнется
вновь. Правительство императора поручило ему большой заказ. Он приглашен ко
двору, присутствует на охоте в Компьенском лесу, и в который раз по всему
городу
разносятся его хвастливые речи. "Каждый день я завтракал и обедал вместе с их
величествами". Насмешки удваиваются. Художественный критик Теодор Пеллоке
рассказывал однажды в ресторанчике - трубка в зубах, вокруг головы облако
табачного дыма, - что ему как-то от кого-то довелось узнать (Пеллоке не помнит
имен собственных), будто Кутюр работает теперь у мольберта не иначе как одетым
"в треуголку, украшенную галунами, и зеленый костюм времен Людовика XV, на боку
охотничий нож, а на ногах огромные берейторские сапоги, почти скрывающие нижнюю
часть тела"[58 - По словам Фирмена Майяра.]. В начале 1857 года "Le Figaro"
организует кампанию против Кутюра. После чего заказы (кроме одного-
единственного) были у него отняты.
Кутюр уязвлен и снова замыкается в одиночестве. Мане? Ну что можно сказать о
Мане? Ему не дано по-настоящему использовать свои способности; так и останется
на перепутье; никогда не постигнет великих истин искусства. Замечания Кутюра
тяжело ранят самолюбие молодого художника. Мане отвечает ему. Споры между
учителем и учеником вспыхивают ежеминутно.
Отголоски этих споров доходят до улицы Лавуазье. В парижских мастерских
начинают
поговаривать о стычках, возникающих у Мане с его бывшим учителем.
Разуверившиеся
в Кутюре и Пико ученики, неугомонные "рапэны" все чаще наведываются на улицу
Лавуазье. Взрывы голосов. Шутки. Вызывающие заявления. Мане так мечтал о
единодушии с Кутюром. Отчего же он привлекает к себе непокорных?
Среди знакомых семейства Мане есть майор императорской гвардии Ипполит Лежон,
адъютант маршала Маньяна.
Усы и бородка клинышком a la Наполеон III придают "майору" - его так всегда
величают - некоторое сходство с императором. Ложное сходство. Вопреки своему
чину и должности Лежон очень неприязненно относится как к самому режиму, так и
|
|