|
соболезнования в связи с постигшим его несчастьем.
Спустя несколько недель после этого визита пастор реформатской церкви в
квартале
Батиньоль (Сюзанна протестантка) крестит сына Мане.
Сам Мане выступает в роли крестного отца, Сюзанна - крестной матери.
О церемонии, по-видимому, никто извещен не был.
У Мане создается впечатление, что, оставаясь в мастерской Кутюра, он топчется
на
одном месте. Вот уже шесть лет как он трудится в его ателье. Он приобрел здесь
мастерство, ремесленную основу живописного искусства. Не так уж и мало. Эдуард
был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Но он должен
двигаться дальше. Чему еще может научить его автор "Римлян"? Ничему ровным
счетом. В 1856 году на пасху Мане покидает ателье. Теперь он будет работать
самостоятельно.
У Мане теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа - это юноша на три с
половиной года моложе его самого, богатый аристократ, франт с моноклем в глазу.
Баллеруа увлекается живописью и пишет маслом сцены псовой охоты. Его работы уже
дважды - в 1853 и 1855 годах - были отмечены в Салоне. Он предлагает Мане
разделить мастерскую, которую снимает неподалеку от церкви Мадлен, на улице
Лавуазье. Предложение принято.
Мастерская - помещение на первом этаже - особой роскошью не блещет.
Пятнадцатилетний мальчишка по имени Александр кое-как прибирает помещение, моет
кисти и палитру. Мане этого вполне достаточно. В первую очередь необходимо
выяснить, чего же он хочет. Его одолевают сомнения. Терзает беспокойство. Он то
впадает в возбужденное настроение, то так же внезапно падает духом. Мучимый
всевозрастающей неуверенностью, мечется из стороны в сторону, наугад хватается
то за одно, то за другое. Ничто его не удовлетворяет.
Как ему хочется стать одним из тех художников, кем все восхищаются, чьи имена у
всех на устах, кого обхаживают торговцы, но ведь он не может не презирать
живописцев, пользующихся подобными привилегиями. "Первая заповедь для
художника, - говорит он Прусту, - никогда не проходить по улице Лаффит, а уж
если на нее попал, то хотя бы не глядеть на витрины торговцев картинами".
Кутюра
он критикует сейчас еще больше, но поддерживает отношения с ним, считается с
его
мнением.
Мане в тупике, ему плохо. В поисках истины, в надежде на успокоение он решает
предпринять новое учебное путешествие. После Гааги, где он копирует "Урок
анатомии" Рембрандта, из Амстердама едет в Германию, посещает Восточную Европу,
останавливается в Касселе, Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене, подолгу
задерживаясь
во всех музеях. Вернувшись в Париж, уезжает снова в Италию, во Флоренцию и
Венецию.
Воспитание, полученное в семье, не сделало Мане верующим человеком - к вере он
равнодушен. И тем не менее вдохновленные религиозным чувством картины в
итальянских музеях произвели на него настолько сильное впечатление, что по
возвращении в Париж он отваживается начать большую работу - изобразить "Христа
и
Магдалину". Он, вероятно, мечтает - кому это ведомо? - покорить будущим
полотном
жюри Салона. Но хватило его ненадолго. После двух этюдов Христа - "Христос с
посохом" и "Христос-садовник" - работа заброшена.
Этюд "Христос с посохом" подарен молодому священнику, наставнику герцога Масса,
аббату Юрелю, который часто бывает у родителей Мане. Аббат считает себя
ценителем живописи, он знаком со многими художниками и нередко заглядывает на
улицу Лавуазье - любопытствует, над чем работают сейчас Мане и Баллеруа. Юрель
-
человек большой культуры, у него приятные манеры, выразительное лицо,
решительный взгляд. Он не прочь повеселиться, любит шутки, не чурается смелых
выражений. Мане дорожит его обществом. Очень может быть, что именно ему
художник
|
|