Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Перрюшо Анри :: Анри Перрюшо - Эдуард Мане
<<-[Весь Текст]
Страница: из 195
 <<-
 
Энгра и романтизме Делакруа. Для первого выставка эта подлинный апофеоз: Энгр 
показывает более сорока полотен; он царит над всеми художниками. Ему присуждена 

почетная медаль, критики поют ему дифирамбы; Теофиль Готье возносит его "на 
вершины искусства, на золотой трон с пьедесталом из слоновой кости, где 
пребывают увенчанные лаврами гении, достигшие полноты славы и удостоившиеся 
бессмертия". Делакруа, тридцать пять картин которого озаряют стены огромного 
зала, "вершин" этих, как видно, не достиг. Это триумф "энгризма". Он 
воплощается 
в мастере "Турецкой бани"[56 - "Турецкая баня" - одна из самых известных картин 

Энгра. Она будет написана в 1859 году. Прим. пер.] и в произведениях художников,
 
так или иначе считавших себя учениками Энгра и почти без исключения получивших 
награды. Одна из таких наград - медаль первого класса - выпадает на долю Кутюра,
 
представленного "Римлянами времен упадка" и еще одним полотном под названием 
"Сокольничий"; однако Кутюр возмущен: его оценили по низшему разряду, он 
отказывается от медали.

Гюстав Курбе, представитель реалистической живописи, тоже не удовлетворен. 
Отборочное жюри посчитало за лучшее отстранить две посланные им на выставку 
картины, и как раз те, которыми он особенно дорожил: "Похороны в Орнане" и 
"Мастерскую". Курбе - а он тщеславен, как Кутюр, и горяч необычайно - тут же 
порешил: построить на собственные средства частный павильон (поступок 
прямо-таки 
неслыханный) - как раз напротив Дворца изящных искусств на авеню Монтень. 
Павильон этот был официально открыт в конце июня под вывеской: "Реализм. 
Выставка и распродажа сорока картин и четырех рисунков из произведений г-на 
Гюстава Курбе".

Мане посещает эту выставку. Он одинаково далек и от реализма и от романтизма. 
Социальные мотивы, продиктовавшие Курбе преобладающую часть сюжетов, абсолютно 
чужды Мане. Для него живопись - это только живопись. Какова живопись Курбе? В 
ней масса достоинств. Но... "Да, "Похороны" - это очень хорошо. Ничего не 
скажешь, очень хорошо, хотя бы потому, что гораздо лучше всего остального. Но, 
между нами говоря, это еще не то. Это все-таки очень темная живопись".

Классицизм, романтизм, реализм - звенья бесконечной цепи истории... Мане 
погружен в раздумья. Затем, легким движением поправив цилиндр - он носит теперь 

этот головной убор, верный признак элегантности, - пружиня шаг, идет по 
направлению к Бульварам - туда, где на Итальянском бульваре располагаются 
террасы кафе Тортони и кафе Бад.

По улицам снуют новые омнибусы - у омнибуса появился теперь верхний этаж, и его 

называют империалом - новшество по случаю Всемирной выставки. Париж быстро 
меняет свой облик. Начиная с 1853 года префект Сены Османн прокладывает улицы, 
выравнивает кварталы, разбивает скверы. Развивается промышленность. Процветает 
коммерция. Сановники и привилегированная публика, вознесенная нынешним 
режимом, - денежные воротилы, богатые иностранцы - соперничают в 
расточительстве, швыряют целые состояния на драгоценности и туалеты. Кринолины 
стали еще необъятнее, в моде изощренно-вычурные отделки из муара, шелка и 
атласа. Пример роскошной жизни задает двор. Париж становится городом 
развлечений. Здесь царит культ женщины. Появляется новый тип женщин, называемых 

с легкой руки Александра Дюма-сына дамами полусвета. Премьера пьесы, где 
впервые 
прозвучало это слово, состоялась в марте 1855 года.

Помахивая тросточкой, Мане вливается в толпу золотой молодежи, фланирующей по 
Бульвару.



В конце сентября Мане узнает, что одного из сыновей дядюшки Фурнье больше нет в 

живых; ему было двадцать четыре года; он был артиллерийским лейтенантом; он 
убит 
при осаде Севастополя.

Отец Эдуарда так и не помирился со своим шурином; отношения их обострились еще 
сильнее после того, как в 1851 году разгорелись корыстолюбивые препирательства 
по поводу наследства бабки Делану. Мане с грустью вспоминает о тех далеких 
временах, когда начинал рисовать, а дядюшка Фурнье помогал ему. Разве не он 
первым распознал в нем способности художника, предугадал то, чем Мане был и 
есть 
в действительности? Невзирая на отцовские запреты, он чувствует, что не в 
состоянии побороть себя, и едет в Понсель, спешит выразить дядюшке Фурнье 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 195
 <<-