|
сказал, что у меня все-таки вытанцовывается!"
Неутомимый, готовый принять самую сложную позу, позирующий много и долго,
Дюбоск
накопил некоторое состояние. Упорно трудясь, отказывая себе во всем, он живет в
лачугах, постоянно переезжая с места на место из-за своей подозрительности.
Однако этому малоприятному человеку - брюзге, грубияну, становящемуся
безжалостным в тот момент, когда он должен получить себе причитающееся,
человеку, которого считают "старым псом, дрожащим над своими сбережениями",
свойственна глубоко затаенная в душе нежность. Его называют бесчувственным, но
эта бесчувственность - всего лишь оболочка. У Дюбоска нет ничего в жизни, кроме
художественных мастерских. Ко всем этим молодым людям он относится словно
дедушка. Он глядит на них как на собственных детей, сочувствует бедности, в
которой осуждены прозябать многие среди них - и надолго. Поначалу он экономил
из
страха перед нуждою; теперь копит деньги в надежде облегчить участь начинающих
художников; никому не выдавая своего секрета, собирается преподнести
накопленное
им золото в дар Институту, чтобы каждый год молодым живописцам и скульпторам
выдавали что-то вроде стипендии[47 - Дюбоск умер в 1877 году, оставив 180 тысяч
франков золотом. Свой дар он узаконил 22 июля 1859 года. Воспоминания об этом
любопытном человеке можно найти в книге: G. Crauk. Soixante ans dans les
ateliers des artistes. Dubosc, modele. Paris, 1900.].
Вот почему Дюбоск принимает замечания Мане так близко к сердцу. Они оскорбляют
не только его достоинство признанного натурщика, но и его глубоко скрытые
чувства. Не меняя напряженно-героической позы, Дюбоск как-то поутру в
понедельник заявляет Мане: "Г-н Деларош меня всегда хвалил, и, поверьте,
выслушивать замечания от такого молодого человека, как вы, довольно трудно". -
"Я не спрашиваю вас о мнении г-на Делароша, - резко отвечает Мане, - а
высказываю вам свое собственное". Голосом, дрожащим от негодования, Дюбоск
отвечает: "Г-н Мане, если бы не я, то многие художники так и не поехали бы в
Рим". - "Мы не в Риме и ехать туда не собираемся, - возражает Мане. - Мы в
Париже и давайте тут уж и останемся". Мане вне себя, он уходит, хлопнув дверью.
"Ну что можно поделать с таким болваном!"
Вот почему он так любит бродить по улицам, схватывать на лету то, что видит там,
фиксировать в блокноте мимолетные впечатления - "пустячок, профиль, шляпку"[48
-
Antonin Proust, указ. соч.]. Порою, заглянув в его альбом, товарищи вынуждены в
десятый раз посоветовать: "Лучше бы тебе с этим покончить". Мане громко смеется.
"Ты что же, принимаешь меня за какого-то исторического живописца?"
Отныне слова "исторический живописец" для него самое тяжкое оскорбление.
Было бы странно, если бы все эти выходки в конце концов не привели к ссоре с
самим Кутюром. Она была неизбежна. Кто-то из недоброжелателей или особо дерзких
передал "патрону" высказывания Мане, а скорее всего пожаловался Дюбоск. Кутюр
рвет и мечет.
Он относится к этому ученику снисходительно, хотя подозревает, что тот строптив.
Он часто его ругает, и, быть может, особенно резко как раз оттого, что мальчик
этот ему нравится - непосредственный, пылкий, немного легкомысленный, конечно,
горячая голова, но, несомненно, одарен очень. Способности Мане, живость его
кисти вопреки всему выгодно отличают его от многочисленных, очень послушных,
бесцветных и абсолютно посредственных юношей - Кутюр часто бранит их, бросая
свысока: "Пытаетесь стать маленькими Кутюрами, что за дешевка - быть только
маленьким Кутюром".
Однако постепенно Кутюр начинает терять терпение. Он принадлежит к той
категории
людей, которым достает характера преодолеть самые худшие трудности, но не
хватает его, чтобы противостоять успеху, а это страшно, так как нет ничего
проще
оказаться околпаченным и окружающими, и самим собой. Когда в 1847 году к нему
пришла слава, да еще сопровождаемая таким количеством дифирамбов, то все эти
восторженные похвалы вскружили Кутюру голову. Теперь вселенная сводилась только
к его персоне. Не сумев здраво оценить обрушившийся на него успех, Кутюр
замкнулся в высокомерном одиночестве. Если он не встречал идолопоклонства, то
чувствовал себя безмерно оскорбленным. Грубый, ворчливый, он не только не
|
|