|
Г-н Мане слушает сына. Его ведь тоже одолевают сомнения. Было бы странно
надеяться, что Эдуард выдержит конкурсные экзамены. Он явно не создан для
серьезных занятий. Даже к чтению относится теперь с прохладцей. Г-н Мане качает
головой. Что ж, если Эдуард считает, что может преуспеть в живописи...
Г-н Мане навел справки. Он допросил своего приятеля по имени Шарль Блан - после
революции 1848 года Блан, республиканец по политическим убеждениям, возглавил
администрацию изящных искусств. Блан объяснил ему, что вопреки
распространенному
у отцов семейств мнению, возникшему благодаря "Сценам из жизни богемы" Анри
Мюрже, профессия художника - дело вполне достойное, если, конечно, заниматься
им
всерьез. Дело трудное, не гарантированное от случайностей, но вознаграждающее
усердных в соответствии с их заслугами как деньгами, так и почестями. В
настоящее время эта профессия регламентирована почти так же, как судейская или
военная. Постепенно живописцы достигают более или менее высокого положения,
подымаются - кто быстрее, а кто медленнее - по ступеням иерархии в искусстве.
"Продвижение" отмечается наградами, присуждаемыми в Салонах, - почетные отзывы,
медали III, II и I класса; самые почитаемые заслуживают чести быть избранными в
Институт.
Так это то, чего Эдуард хочет? Если он выбирает такое поприще, то пусть
всячески
старается сделать карьеру, стать художником почтенным, достойным
государственных
заказов и внимания со стороны богатых меценатов. Все ли ему ясно? Поприще это
вовсе не предлог для оправдания лени: разве не смешны все эти "рапэны", которые
влачат нищенское существование, горланят в кафе, стучат кулаками по столикам,
во
имя искусства понося "буржуа"?
Эдуард уверяет отца в том, что мысли их совпадают. Ему доставляет такое
удовольствие рисовать, что обмануться невозможно, да-да, он верит в свое
призвание. Трудно загадывать на будущее, переоценивать свои способности, но
отец
может быть уверен: Эдуард сделает все, чтобы поначалу овладеть мастерством, а
потом рискнуть выставиться в Салоне. "Да будет так! - смягчившись, говорит г-н
Мане. - Занимайся тем, к чему тебя тянет. Изучай искусство".
Г-н Мане предлагает сыну обратиться к Шарлю Блану и Мериме (судья знаком и с
ним) - автору "Кармен", инспектору Исторических памятников - за рекомендациями,
которые следует представить метрам из Школы изящных искусств. Школа эта
находится в нескольких шагах от дома Мане, на той же улице Птиз-Огюстэн. Она
представляет собой превосходный питомник художников, преподают в ней члены
Института. А Эдуард туда поступать не желает.
Г-н Мане изумлен. Кому же можно в таком случае доверить обучение его сына? Ведь
Школа изящных искусств - это учебное заведение; через него, как правило,
проходят все художники. Однако молодежь сегодняшнего дня интересуется только
одним-единственным художником. Это Тома Кутюр. Его огромная композиция "Римляне
времен упадка" имела в Салоне 1847 года триумфальный успех. Картину эту
сравнивали со "Свадьбой в Кане Галилейской" Веронезе - порой не в пользу
последнего, - и было нечто символическое в том, что во время Салона 1847 года
она висела в Лувре как раз на месте итальянского шедевра. Сколько восторгов
вызвали "Римляне" и у критиков и у публики! Автору - а ему всего тридцать один
год! - присуждают золотую медаль I класса; государство приобретает его творение
за двенадцать тысяч франков; уже со следующего года оно экспонируется в
Люксембургском музее. Успех незамедлительно ставит Кутюра вровень с
известнейшими мастерами своего времени, и он тотчас же открывает мастерскую,
обучения в которой домогаются не только французы, но и иностранцы. И Америка -
а
Кутюр для нее высокий авторитет, - и мюнхенская Школа изящных искусств посылают
к нему самых одаренных.
Тома Кутюр пока еще не член Института. Это чуточку настораживает г-на Мане. Его
смущает еще и то, что у Кутюра репутация художника чересчур смелого, в
некотором
роде даже революционного. Г-на Мане обуревают сомнения, его не устраивает выбор
|
|