|
отправился к Лаврильеру, а не застав того, на улицу Нев-Сент-Огюстен, где
Сартин заверил его, что он может спокойно заниматься своими делами.
Вернувшись домой, он нашел у себя сына одного из двенадцати маршалов.
Тот был прислан сестрой, которая "требовала вернуть ее письма и портрет".
Дурной знак! "Сударь" - дерзко ответил Бомарше, - из-за неопределенности
положения, в котором я сейчас нахожусь, я вынужден отказывать себе в
некоторых радостях? Вручаю вам портрет вашей дражайшей сестры и ее письма
упакованными и запечатанными. Вот они". Имя дамы, у которой, очевидно, был
роман с Бомарше, по сей день загадка.
Морис Турнэ в своем издании "Записок" Гюдена полагает, что речь идет
либо об одной из Брольи, либо об одной из Ришелье, но не в том суть, Бомарше
понял - если дочь маршала требует назад свои письма, значит, ей известно,
что он в опасности и должен ждать обыска. Это важнее.
26 февраля Гюден получил от Бомарше письмо из Фор-Левека, сравнительно
комфортабельной тюрьмы на улице Сен-Жермен-л'Оксеруа, на берегу Сены:
"В силу незапечатанного письма, именуемого письмом за печатью,
подписанного Людовиком, а ниже - Фелипо, завизированного Сартином,
исполненного Бюшо и относящегося к Бомарше, я, друг мой, с сегодняшнего утра
проживаю в замке Фор-Левек, в комнате без обоев, стоимостью в 2,160 ливра,
где, как меня заверили, я не буду нуждаться ни в чем, кроме необходимого.
Обязан ли я этим семейству герцога, которого спас от уголовного процесса,
сохранив ему жизнь и свободу? Или министру, приказы которого я неизменно
исполнял или предвосхищал? Этого я не знаю. Но священное имя короля столь
прекрасно, что никогда не вредно употребить его лишний раз и к месту. Во
всяком хорошо управляемом государстве по воле власти таким образом
расправляются с теми, кого невозможно обвинить по суду. Что поделаешь?
Повсюду, где есть люди, происходят вещи омерзительные, и быть правым -
непоправимая ошибка, преступление в глазах правительств, всегда готовых
наказать и никогда - судить".
Если нет никакой необходимости объяснять, кто такой этот "Людовик",
следует, очевидно, все же сказать, кого звали Фелипо. Да просто-напросто -
все того же герцога Лаврильера. В те времена высокопоставленные лица
довольно быстро меняли гербы. Герцог, был урожденный Фелипо, как Бомарше -
урожденный Карон, сын Карона, fils Caron.
В те времена конечных гласных не произносили. О Каронесыне - Фикароне -
о "Цирюльнике" и, следовательно, о Фигаро (улавливаете созвучие?),
естественно, больше не могло быть и речи. Несмотря на одобрительный отзыв
Марена, главного цензора, несмотря на разрешение на постановку, подписанное
12 февраля Сартином, комедия была запрещена, как только автор оказался в
тюрьме - "как только я увидел из фиакра, что для меня опускают мост замка, у
входа в который я оставил все свои надежды и свободу".
Но дьявол приберег три подвоха - Шон был только вторым из них.
Семейство Гезман
Бомарше создали Гезманы.
Встреча с этой нелепой и зловредной парочкой сыграла в его жизни
решающую роль. Ввергнув Бомарше в беду - и в какую беду! - они наградили его
гением. Без них он не написал бы ни монолога Фигаро, ни, главное, своих
знаменитых "Четырех мемуаров для ознакомления с делом Пьера-Огюстена Карона
де Бомарше". Я подчеркиваю - знаменитых, поскольку эти поразительные
записки, которые прославили Бомарше на всю Европу, едва вышли в свет и, по
справедливому замечанию Сент-Бева, могут сравниться с самыми замечательными
местами из последних "Писем к провинциалу" Паскаля, сейчас сохранили лишь
свою славу и давно превратились в библиографическую редкость. Гезманы
принесли Бомарше, сами того, разумеется, не желая, интеллектуальную
зрелость, которой ему до сих пор недоставало. Появляются Гезманы - и
меняется все: тон, стиль, устремления, нравственный облик. В сорок лет
Бомарше делает открытие - чтобы быть человеком, недостаточно ловчить,
лукавить или обращаться в иную веру. Общество мирится с любыми масками, пока
они не нарушают норм карнавала. Но персонаж, который веселится на масленицу,
обязан исчезнуть, когда наступает великий пост. В Версале, в Париже, в
Мадриде Бомарше был ряженым, жил ряженым, писал ряженым. Не пройди он через
обрушившееся на него грозное испытание, он бы так и умер ряженым. Перечитаем
последние строки его письма к Гюдену, мы найдем в них ключ ко всему
дальнейшему: "Во всяком хорошо управляемом государстве по воле власти таким
образом расправляются с теми, кого невозможно обвинить по суду. Что
поделаешь? Повсюду, где есть люди, происходят вещи омерзительные, и быть
правым - непоправимая ошибка, преступление в глазах правительств..." Вы
прочли: _"Что поделаешь?"_ 28 февраля Бомарше еще не знает, что делать, и
готов снести свой жребий, иными словами, смириться, склониться, схитрить
или, как то делал его отец, отречься от своей веры. Мы, однако, видели, что
по натуре он склонен вступать в бой: против Лепота, против Клавихо, против
Лаблаша он боролся, но боролся, не выходя за рамки системы, применяясь к
обычаям, иерархии, власти. _Что поделаешь?_ Но все же сопротивляться!
Сопротивляться всеми силами. Мы увидим, как он откажется сложить оружие и
вступит в грандиозное сражение против парламента, следовательно, против того
или тех, кем этот парламент создан, и бой этот войдет в историю. В
результате фантастической схватки, - длившейся целый год, судьи, пусть и
|
|