|
непреклонности и обилию крови?..» Миша снисходительно улыбался и уходил от
напрасного
спора. Он очень любил Галактиона.
А крови становилось все больше. Пока эта загадочная жидкость распространялась
по
горячему телу гдеDто там, в его сокровенных глубинах, можно было думать о
житейском и даже
о вечном. Но когда она вырывалась наружу, теряя свой природный жар и окрашивая
все в
багрянец и, конечно, утрачивая свой естественный смысл, — тогда становилось
страшно, и
этот ужас продолжался до тех пор, пока не наступало привыкание — оскорбительный
для
человека бедственный соблазн.
Поженившись, они устроились на шатком Олимпе, среди не слишкомDто надежных
облаков, стараясь по возможности отрешиться от настойчивых уколов
действительности. Да
разве это было в их силах? И тут Оля стала замечать, что тихие старания
тридцатилетнего
поэта напоминают ей уже хорошо знакомый с детства поединок бедного ее отца с
суровыми
претензиями жизни. И растерянная улыбка, и печаль в глазах, и нервозная
сосредоточенность,
и боль от собственной беспомощности — все было похоже, похоже... И за
грузинским
неторопливым столом, с участием выслушав тамаду и глядя на него влюбленными
глазами,
Галактион первым стремительно осушал свой бокал, и рука его дрожала. Затем она
застала его
в один из дней наедине с ополовиненной бутылкой. Глаза у него при этом сияли.
Он
расспрашивал ее о матери и братьях с лихорадочным и хмельным пристрастием,
поделился
какимиDто суетливыми фантазиями, все понимая и зная. Она не была с ним
снисходительна,
как следовало бы с нетрезвым человеком, но — серьезна, и вела разговор на
равных. ЛизаDто
знала природу этого огня и страдала за дочь. Но в Оле пробудилось чтоDто: то ли
это был
фатализм, то ли она распознала в сумбуре счастливых восклицаний откровения его
дара и
вдохновения — кто знает. Оля, однако, предчувствовала — и не сомневалась. В
грядущем
— аукнулось все это...
Однажды Галактион привел с собой молодого стихотворца, невысокого полноватого
юношу с добрым лицом. Его звали Карло. Он влюбленно смотрел на Галактиона.
«Галактион
все может! — восхищенно признался он Оле. — Пока другие поэты еще созревают для
открытия, а он уже открыл! Он всегда первый, вот какая штука!» Восторженный
смех и легкое
необременительное подобострастие сопровождали каждый его визит.
Нам еще предстоит о нем вспомнить. В этот же свой приход он сказал, что в
большевиках
ему нравится непримиримость в отношении всяких литературных извращений,
чрезмерных
изысков, барского эстетства. «О, — воскликнул Галактион, — несомненно,
несомненно...»,
но чтоDто дрогнуло в его лице. Нет, в этих словах не было ни солидарности, ни
элементарного
согласия. Они были пусты, не наполнены смыслом, но Олю коробили, и она с трудом
сдерживала
себя. КтоDто сказал Галактиону какDто, то ли всерьез, то ли с насмешкой:
«Оказывается,
Галактион, нужно убить тех, чтобы жили эти...» — «О, — воскликнул Галактион по
обыкновению, — несомненно, несомненно!..» — «Третьего, к сожалению, не дано,
Галактион,
30
а?..» — «Да, да, — пробубнил Галактион, — несомненно, несомненно...», но лицо
его при
этом, повернутое от собеседника, исказилось, глаза погасли, он торопливо
расстегнул пуговичку
на воротнике и простонал: «Олечка, это чудовище меня погубит...» Она утешала
его, как могла,
как только она умела с помощью какихDто прикосновений и железных аргументов и
уже не
удивилась, увидев спасительный бокал в его руках и услышав задыхающееся: «За
тебя, моя
Оля!..» Это помнилось ей до последнего часа.
В 1921 году Шалико было двадцать лет. Тут, собственно, все и началось: бурное,
лихорадочное, непрерываемое служение возвышенным пролетарским идеалам. Это
|
|