|
традиция, и я сама с удовольствием открываю для себя тепло, развязывающее
язык, ощущение свободы, которое дает водка. Но я знаю, что для тебя это -
проблема. Ты мне сказал об этом однажды вечером, когда на ужине у артистов
театра мы встретились с твоей бывшей подружкой и она попыталась потихоньку
налить тебе водки: Ты очень зло ответил ей. Я удивилась такой резкости, ты
объяснил: "Она знает, мне нельзя пить. Это самый мерзкий способ попытаться
вернуть меня".
Друзья меня тоже предупредили. Одни - из любви к тебе, другие - потому,
что наша связь кажется им скандальной. Все говорят одно и то же: не давай
ему пить, это алкоголик, он не должен даже прикасаться к стакану, вот
увидишь, сейчас-то он сдерживается, но, как только начнет снова, ты себе
локти будешь кусать. До сих пор я видела тебя слегка навеселе, скорее
радостным, одним словом - милым. Я убеждена, что после переезда можно будет
не беспокоиться на этот счет.
Твоя мать встречает нас у порога. Она работает архивариусом, уходит из
дома очень рано и приходит только вечером. Мы наконец одни. Я устраиваю нашу
комнату наилучшим образом, чтобы здесь можно было жить и работать. В
свободные дни я готовлю, навожу лоск, учусь бегать по магазинам, стоять на
холоде в очередях за продуктами. Я хожу на рынок, где втридорога продают
фрукты, овощи, мясо. Еще, конечно, я могу покупать на валюту в "Березке".
Здесь можно найти все, чего нет в магазинах: американские сигареты,
растворимый кофе, туалетную бумагу и даже яйца, картошку, салат, которых
иногда нет неделями. У тебя много приятелей среди директоров продуктовых
магазинов. Чтобы порадовать тебя, они оставляют нам дефицитные вещи: парное
мясо, копченую рыбу, свежие фрукты. Ты приносишь все эти сокровища домой,
для меня. Сам ты ешь мало, и тебе безразлично, что у тебя в тарелке.
Ты работаешь день и ночь. Утром ты уезжаешь в театр на репетицию, днем
ты снимаешься или у тебя концерт, вечером ты играешь спектакль, ночью ты
пишешь стихи. Ты спишь самое большее - четыре часа, но, кажется, тебя не
утомляет этот адский ритм, жизнь так и кипит в тебе. Со сцены ты мне
бросаешь знаменитые слова из спектакля "Послушайте!" Маяковского: "Нам
тридцать лет, полюбим же друг друга..." В "Жизни Галилея" Брехта ты кажешься
великаном в своем длинном халате. Но вот заканчивается четырехчасовой
спектакль, и я вижу тебя похудевшим, с лихорадочно блестящими глазами, но
готовым сесть за маленький столик, зажатый между кроватью и окном, чтобы
писать всю ночь и, разбудив меня под утро, читать набросанные строки.
Мы счастливы. Власти пока что закрывают глаза на нашу идиллию. Вся
Москва об этом говорит, но ведь моя работа почти закончена, и все думают,
что я вернусь во Францию и быстро забуду то, что они принимают за каприз
актрисы.
Однажды вечером я жду тебя. Ужин остывает на кухонном столе. Я смотрела
скучную программу по телевизору и уснула. Среди ночи я просыпаюсь. Мигает
пустой экран телевизора. Тебя нет. Телефон настойчиво звонит, я беру трубку
и впервые слышу незнакомый голос, который временами заглушают стоны и крики:
"Он здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!" Я с трудом
разбираю адрес, я не все поняла, мне страшно, я хватаю такси, бегом
поднимаюсь по едва освещенной лестнице, где пахнет кошками. На последнем
этаже дверь открыта, какая-то женщина ведет меня в комнату. Я вижу тебя. Ты
лежишь на провалившемся диване и жалко морщишься. Пол уставлен бутылками и
усеян окурками. На столе - газета вместо скатерти. На ней ели соленую рыбу.
Несколько человек валяются по углам, я их не знаю. Ты пытаешься подняться,
ты протягиваешь ко мне руки, я дрожу с головы до ног, я беру тебя в охапку и
тащу домой.
Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые в жизни я
увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки. Ты очнулся больной, злой,
но полный надежды. Это продолжалось всего несколько часов, и ты остановился.
Тебе трудно в это поверить - хватило одного моего присутствия. А ведь никому
до сих пор не удавалось остановить это безумие, в котором ты тонул. Отныне я
- порука твоей выдержке.
Твоя мать полна благодарности и приписывает мне всяческие добродетели.
Она никогда не видела, чтобы в полном бреду ее сын согласился бы вернуться
домой. Я - единственная и неповторимая, я - твоя спасительница. Такая легкая
победа воодушевила меня, я уверовала в собственное могущество и, не
раздумывая, приняла посвящение в этот сомнительный сан.
Мне пора уезжать, работа закончена. Я покидаю Москву, прожив здесь
около года. За это время я пару раз съездила во Францию, чтобы выполнить
обязательства по контрактам, но теперь у меня нет больше официального
повода, чтобы вернуться. Что ж, осталось собрать чемоданы - и актриса
уезжает. Хотя, конечно, меня пригласили на июльский кинофестиваль в качестве
гостьи. Мы оба просто убиты. У тебя нет никакой надежды приехать ко мне. Ты,
как говорят здесь, "невыездной". Просить визу и думать нечего. Считается,
что ты - "одиозная личность", ни больше ни меньше. Кроме того, если в визе
откажут - то уже окончательно. Бюрократическая машина никогда не дает задний
ход.
Нам кажется невозможным прожить друг без друга те три месяца, которые
отделяют нас от фестиваля. В аэропорт мы приезжаем в полном отчаянии.
Оформление закончено, и тут кто-то из таможенников, твой поклонник,
разрешает тебе в виде исключения пройти со мной в зал ожидания, где уже
сидят, скучают, едят и пьют несколько десятков пассажиров. Погода
|
|