|
пудрюсь - я еду на встречу активистов общества дружбы "Франция - СССР" с
Леонидом Брежневым. Актерская дисциплина снова выручает меня. Я приезжаю в
посольство СССР как ни в чем не бывало, готовая к рандеву, важность которого
я предчувствую. Мы ждем в салоне, все немного скованны, потом нас впускают в
зал, где стулья стоят напротив письменного стола. Входит Брежнев, нам делают
знак садиться. Нас пятнадцать человек, мужчин и женщин всех политических
взглядов - голлисты, коммунисты, профсоюзные деятели, дипломаты, военные,
писатели - все люди доброй воли, которым дорога идея взаимопонимания между
нашими странами.
Мы слушаем традиционную речь. Брежнев держится свободно, шутит, роется
в портсигаре, но ничего оттуда не достает, сообщает нам, что ему нельзя
больше курить, и долю рассказывает об истории дружбы между нашими народами.
Ролан Леруа мне шепчет: "Смотри, как он поворачивается к тебе, как только
речь заходит о причинах этой дружбы..." Действительно, я замечаю понимающие
взгляды Брежнева. Я знаю, что ему известно все о нашей с тобой женитьбе.
Когда немного позже мы пьем шампанское, он подходит ко мне и объясняет, что
водка - это другое дело, что ее нужно пить сначала пятьдесят граммов, потом
сто и потом, если выдерживаешь, - сто пятьдесят, тогда хорошо себя
чувствуешь. Я отвечаю, что мне это кажется много. "Тогда нужно пить чай", -
заключает он, и я получаю в память об этой встрече электрический самовар, к
которому все-таки приложены две бутылки старки.
Прежде чем уйти, мы фотографируемся: группа французов вокруг советского
главы. Этот снимок сделал гораздо больше, чем все наши хлопоты, знакомства и
мои компромиссы, вместе взятые. Чтобы понять настоящую цену этой фотографии,
мне было достаточно увидеть по возвращении в Москву неуемную гордость,
внезапно охватившую твоих родителей, которые демонстрировали вырезку из
газеты кому только возможно.
Вечером я, в отчаянии возвращаюсь домой. Мама - моя подруга, мой
единственный стержень в этой жизни - при смерти. Я понимаю, как неуместна
вся эта комедия, сыгранная во имя некоторого туманного будущего, по
сравнению с неизбежностью предстоящей утраты.
Кончина моей матери - отражение в зеркале моей собственной смерти -
сводит к очень немногому ежедневный фарс нашего существования. Но надо жить
дальше. Я знаю, что нужна тебе и моим сыновьям. Отныне я для всех вас -
последнее звено цени. Моя мама, которую ты видел несколько минут в гостинице
"Советская" три года назад, была олицетворением безопасности, одобрения,
теплоты, так необходимых тебе. Расцвет ее юности пришелся на революцию - в
семнадцатом году ей было восемнадцать лет. Воспитанная в Петербурге, в
Смольном институте благородных девиц, она была среди тех, кто,
воодушевившись новыми идеями, вывесил в день восстания красные лоскуты на
окнах. Потом она видела, как грабили евреев-суконщиков, и на всю жизнь
запомнила, как отливающие разными цветами огромные куски ткани валялись,
размотавшись, по всей улице. Потом убили ее любимую классную даму - и она,
как и многие другие девушки, в страхе бежала за границу. Так она, пережив
множество трагических эпизодов, оказалась в Париже. Они любила тебя, она
впервые приняла в твоем лице мужчину в моей жизни. Надо, правда, сказать,
что другие посягали на ее территорию, на наш дом. Поскольку ты не мог уехать
из своей страны, ты был не обременителен, но даже не в этом дело. Твои
стихи, твой голос, твоя музыка - вот что ее подкупило. Она иногда
спотыкалась на современных выражениях и жаргонных словечках, но понимала
все, даже то, чего просто не могли понять женщины ее поколения. Она каждый
день шпала мне твои письма, потому что я еще не умела тогда бегло читать
по-русски.
Когда я сообщаю тебе по телефону, что мы должны решиться отключить
аппарат, который искусственно поддерживает ее жизнь, ты отвечаешь то, чего я
жду: "Если жизнь больше невозможна, зачем поддерживать ее видимость?" Мы
согласны - одна из сестер и я. После долгих споров две другие мои сестры
тоже соглашаются, и мы прощаемся с мамой.
Рыдая у телефона, ты все-таки стараешься поддержать меня. В тот февраль
семьдесят второго года были рассмотрены все возможные решения. Даже чтобы
мне остаться в Москве с детьми. Но очень быстро мы наткнулись на
непреодолимые трудности: отсутствие денег и моя работа, которую я хочу и
должна продолжать. К тому же моих сестер и друзей приводит в ужас одна
только мысль о возможности моего переезда в Москву. А главное - то, что мои
дети, с удовольствием проводящие здесь летние каникулы, не хотели бы
все-таки окончательно поселиться вдали от Франции.
И только после переезда из моего большого дома, ставшего мне в тягость,
поместив детей в пансион, закончив фильм, съемки которого продолжались все
эти недели, я лечу в Москву.
Смерть моей матери резко изменила ход жизни всей нашей большой семьи.
Это может показаться странным, но именно в Париже я сделала решающую
заявку на получение виз для поездок в Москву. Господин Абрасимов, посол СССР
в Париже, принимает меня... Я говорю ему о наших трудностях прямо.
Туристические поездки стоят дорого, я не могу быть приглашенной несколько
раз в году, и моя работа не позволяет мне строить долгосрочных проектов. К
тому же я считаю бессмысленным платить за гостиницу и питание, потому что на
совершенно законном основании проживаю в Москве у мужа. Движением руки посол
прерывает мою речь.
- Вас очень любят в СССР. Мы знаем, что вы - наш друг, к тому же мы
|
|