|
дорогая посуда, мы просто не знаем, куда деваться от стыда. В ответ на наши
смущенные извинения хозяин дома широким жестом смахивает на пол всю стоявшую
перед ним посуду. Потом по-королевски дает распоряжение снова накрыть стол.
Из кухни приносят мясо, дичь, пироги. Последние осколки в мгновение ока
убираются молчаливыми ловкими женщинами. Тамада говорит:
- Тем лучше, начнем сначала.
Пир продолжается. В зале шумно и весело. Вдруг один из гостей громко
спрашивает:
- Забудем ли мы выпить за нашего великого Сталина?
За столом воцаряется нехорошая тишина. Грузинская интеллигенция жестоко
пострадала при Сталине, и, если некоторые люди относятся к нему с
ностальгическим восхищением, хозяин дома, как и мы сами, считает его самым
настоящим преступником.
Я беру тебя за руку и тихо прошу не устраивать скандала. Ты побледнел и
белыми от ярости глазами смотришь на того человека. Хозяин торжественно
берет рог из рук гостя и медленно его выпивает. И сильный мужской голос
вдруг прорезает тишину, и за ним вступает стройный хор. Пением, точным и
редкостным многоголосьем эти люди отвечают на упоминание о проклятых годах:
голоса сливаются в звучную и страстную музыку, утверждая презрение к тирану,
гармония мелодии отражает гармонию мыслей. Благодаря врожденному такту этих
людей случайному гостю не удалось испортить нам праздник, и мы все еще сидим
за столом, когда во дворе начинает петь петух.
Самый удивительный подарок мы получаем, открыв дверь нашей комнаты. Пол
устлан разноцветными фруктами. Записка в два слова приколота к роскошной
старинной шали, брошенной на постель: "Сергей Параджанов". Сережа, которого
мы оба нежно любим, придумал для нас эту сюрреалистическую постановку.
Стараясь не слишком давить фруктовый ковер, мы падаем обессиленные, и я туг
же засыпаю, завернувшись в шелковистую ткань шали.
Однажды утром мы гуляем по Тбилиси, и один из наших друзей показывает
нам дом с высокими окнами: "Здесь живет художник Ладо Гудиашвили - друг
Модильяни, Матисса, Делоне. В двадцатью годы он жил в Париже". Я говорю
тебе, что мой отец, прозванный Владимиром Щедрым, наверняка был знаком с
этим человеком. Принадлежа к тому же артистическому кругу, работая у
Бурделя, он не мог его не знать. Ты предлагаешь позвонить в дверь, что мы и
делаем. Нам открывает очень пожилая дама и спрашивает, чго мы хотели. Я
объясняю, она просит нас подождать, через несколько минут возвращается и
говорит, чтобы мы приходили вечером после семи: "Маэстро вас примет".
В назначенное время пожилая дама вводят пас в зал с высоким потолком и
картинами на стенах. В центре - длинный стол со всякой едой, вином и
цветами, приготовленный, кажется, для большого банкета. В глубине зала
открывается дверь, и появляется человек с очень красивым лицом, седыми
волосами, блестящими живыми глазами. Он идет к нам навстречу, раскрыв
объятия:
- Я не мог умереть, так и не обняв дочь Владимира. Благодарение богу,
вы пришли.
Он прижимает.меня к груди с юношеской силой. Потом приглашает нас сесть
рядом с ним и велит принести еще влажные фотографии, которые он только что
отпечатал специально для меня. Дрожащими пальцами он показывает мне на
первом плане двух молодых людей: они обнялись за плечи и улыбаются в
объектив. Я узнаю отца и Ладо в окружении самых знаменитых художников.
Ладо Гудиашвили начинает рассказывать. Ты, как зачарованный, слушаешь
его: костюмированные балы, кутежи по мастерским, нищие друзья, Модильяни,
Сутин, множество иностранцев, которые все живут недалеко от бульвара
Монпарнас и каждый вечер допоздна засиживаются в знаменитом ресторане
"Куполь"...
По грузинскому обычаю застолье продолжается до поздней ночи, старая
служанка стоит позади нас и наполняет стаканы и тарелки. В большом зале
теперь темно, приносят керосиновые лампы, и их свет отражается в глазах. Ты
говоришь о своей работе над Гамлетом, о переводе Пастернака. Ладо берет нас
за руки и ведет в маленький салон. На пианино - большая фотография поэта в
массивной серебряной раме, на столе - письма, написанные его рукой, его
книги, стихи и, в буфете за стеклом, - стаканчик с коньяком, накрытый
блюдцем.
- Это последний стакан, который выпил Пастернак. Мы храним его и
наполняем в память о нем со дня его смерти.
Художник провожает нас, снова долго обнимает меня на прощанье. Мне
грустно. Я знаю, что никогда больше не увижу его. Я ухожу, прижимая к груди
фотографию, где мой отец и он, молодые и красивые, улыбаются жизни.
Эспераль. Это слово я произношу впервые однажды утром, когда, сидя у
тебя в изголовье, стараюсь объяснить тебе, чго во Франции бросить работу
лишь по той причине, что пьет муж, невозможно. Я снова улетела со съемок и
буду платить неустойку, которая превысит мой гонорар за этот фильм, и не
могу больше позволить себе этого. Кажется, ты не понимаешь меня. В Советском
Союзе терпимость к пьяницам всеобщая. Поскольку каждый может в один
прекрасный день свалиться на улице в бессознательном состоянии в замерзшую
грязь, пьяному все помогают. Его прислоняют к стене в теплом подъезде, не
замечают его отсутствия в бюро или на заводе, ему дают мелочь на пиво -
"поправить здоровье". Иногда его приносят домой, как мешок. Это -
|
|