|
я увижу одного из самых удивительных исполнителей - некоего Владимира
Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным
голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно
растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.
На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актерами,
исполнявшими главные роли в спектакле. Мы встречаемся в ресторане ВТО -
шумном, но симпатичном. Там хорошо кормят и закрывают гораздо позже, чем в
других местах. Мы предъявляем пропуска, и наша небольшая компания
устраивается за столиком. Наш приход вызывает оживленное любопытство
присутствующих. В СССР я пользуюсь совершенно неожиданной для меня
известностью. Все мне рады, несут мне цветы, коньяк, фрукты, меня целуют и
обнимают... И вот уже стол уставлен бутылками, официанты приносят закуски.
Мы принимаемся за еду. Я жду того замечательного артиста, мне хочется его
поздравить, но говорят, что у него чудной характер и поэтому он может и
совсем не прийти. Я расстроена, но у моих собеседников столько вопросов! Они
знают, что я много снималась, хотя видели всего два или три моих фильма. И
по-русски - а я в последний раз говорила по-русски шестилетней девочкой - я
пускаюсь в повествование о моей артистической карьере.
Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо
одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые
глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня
прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою
руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не
сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга,
как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты. Ты совершенно не похож
на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько
силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. А вокруг уже
возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь - ты смотришь на меня.
- Наконец-то я встретил вас.
Эти первые произнесенные тобой слова смущают меня, я отвечаю тебе
дежурными комплиментами по поводу спектакля, но видно, что ты меня не
слушаешь. Ты говоришь, что хотел бы уйти отсюда и петь для меня. Мы решаем
провести остаток вечера у Макса Леона, корреспондента "Юманите". Он живет
недалеко от центра. В машине мы продолжаем молча смотреть друг на друга. На
твоем лице - то тень, то свет. Я вижу твои глаза - сияющие и нежные, коротко
остриженный затылок, двухдневную щетину, ввалившиеся от усталости щеки. Ты
некрасив, у тебя ничем не примечательная внешность, но взгляд у тебя
необыкновенный. Как только мы приезжаем к Максу, ты берешь гитару. Меня
поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И еще то, что ты сидишь у моих
ног и поешь для меня одной. Постепенно я начинаю постигать смысл, горький
юмор и глубину твоих песен. Ты объясняешь мне, что театр - твое ремесло, а
поэзия - твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно
любишь меня.
Как и любой актрисе, мне приходилось слышать подобные неуместные
признания. Но твоими словами я по-настоящему взволнована. Я соглашаюсь
встретиться с тобой на следующий день вечером в баре гостиницы "Москва", в
которой живут участники фестиваля.
В баре полно народу, меня окружили со всех сторон, но, как только ты
появляешься, я бросаю своих знакомых.и мы идем танцевать. На каблуках я
гораздо выше тебя, ты встаешь на цыпочки и шепчешь мне на ухо безумные
слова. Я смеюсь, а потом уже совсем серьезно говорю, что ты - необыкновенный
человек и с тобой интересно общаться, но я приехала всего на несколько дней,
у меня очень сложная жизнь, трое детей, работа, требующая полной отдачи, и
Москва далеко от Парижа... Ты отвечаешь, что у тебя у самого - семья и дети,
работа и слава, но все это не помешает мне стать твоей женой. Ошарашенная
таким нахальством, я соглашаюсь увидеться с тобой завтра.
Я захожу за тобой в театр к концу репетиции. Утром мне позвонил Сергей
Юткевич и предложил сыграть роль Лики Мизиновой - молодой женщины, в которую
был влюблен Чехов. Меня одолевают сомнения - все-таки съемки рассчитаны
почти что на год. Ты же буквально прыгаешь от восторга, ты кричишь и
лихорадочно умоляешь меня соглашаться. Я твержу, что все это очень сложно,
но ты упорствуешь: надо соглашаться, у нас будет время видеться и главное -
ты сможешь уговорить меня выйти за тебя замуж. Тон почти шутливый, но я
чувствую столько нежности в этих словах, что твое воодушевление передается и
мне, и мы представляем, как все будет: я привезу своих еще маленьких детей и
маму, которая пятьдесят лет не была в России, мы станем друзьями, будем
часто видеться, и ты будешь петь мне свои новые песни.
Нам обоим нет тридцати, я разведена, ты - разводишься, впереди - целая
жизнь. Я осторожно замечаю: все это хорошо, но я-то в тебя не влюблена!
"Неважно, - говоришь ты, - я сумею тебе понравиться, вот увидишь". Это
веселое и легкое общение продлилось несколько дней, и вот фестиваль
заканчивается, я уезжаю из Москвы, подписав контракт, и приеду на съемки в
начале шестьдесят восьмого.
Проходит время. Сначала я получаю нежное письмо из Москвы. Потом, как
раз, когда я размышляю над тем, что со мной происходит и почему мне так
тоскливо, телефонный звонок обрывает мои невеселые раздумья. Это ты. Я слышу
теплый тембр твоего голоса и русский язык, напоминающий мне об отце,
которого я обожала, - и от всего этого у меня ком в горле. После разговора я
кладу трубку и реву. "Ты влюблена, моя девочка", - говорит мама. Я стараюсь
найти другое объяснение - много работы, устала, но в глубине души понимаю,
|
|