Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Валерия Носова - БАЛЕРИНЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-
 
минуя кордебалет, ее зачислили корифейкой.
 Но оставим на время на сцене Мариинского театра трепещущую от радости и страха 
юную Павлову и вернемся мысленно на несколько десятилетий назад — к истокам 
классического балета.

 III. Балетный Петербург


 Красота не терпит дилетантства… Служить ей — значит посвятить себя ей целиком, 
без остатка.

    А. Павлова

 В конце мая 1847 года кронштадтский пароход доставил в петербургскую таможню 
пассажиров, прибывших из-за границы. Молодой француз, общительный и улыбчивый, 
довольный, что наконец-то путешествие закончилось, поставил свои чемоданы на 
скамейку, что возле пристани, и с любопытством оглядел площадь.
 Около таможни толпились извозчики со странными экипажами, петербуржцы называли 
их «гитарами». Заметив недоумение иноземцев при виде подобных экипажей, 
извозчики наперебой стали показывать, как ими пользоваться: они садились на 
свои гитары то верхом, то сбоку, на манер амазонок, предлагая пассажирам 
устроиться по своему вкусу. Весенний день выдался жарким. Француз повязал 
голову платком, сел на гитару верхом и попросил отвезти его в гостиницу.
 Извозчик поехал через весь Невский, переполненный гуляющими. Видя, что его 
пассажир с платком на голове возбуждает общее любопытство, извозчик перевел 
лошадь с рысцы на шаг. Публика приостанавливалась и смеялась. Смеялся извозчик, 
более всех смеялся пассажир.
 Так непринужденно прошла первая встреча с русской столицей Мариуса Ивановича 
Петипа, прибывшего из Франции в Россию по приглашению дирекции Императорских 
театров.
 Мариус Петипа родился в артистической семье. Его отец Жан Антуан Петипа был 
танцовщиком, балетмейстером и педагогом, а мать Викторина Грассо — 
драматической актрисой. Мариуса сначала обучали игре на скрипке, а затем и 
танцевальному искусству. В юном возрасте он уже выступал на сцене в балете 
«Танцемания», поставленном его отцом.
 Приглашение директора Императорских театров А.М. Гедеонова застало Мариуса 
Петипа на сцене Парижской оперы, где он танцевал в прощальном спектакле Терезы 
Эльслер — с братом своим Люсьеном и сестрой Терезы, Фанни Эльслер. Мариус 
показал им приглашение и с общего одобрения ответил согласием.
 В Россию он плыл на пароходе из Гавра в Петербург. В столице его приняли 
радушно. Несколько лет Петипа танцевал центральные партии на мариинской сцене. 
Тогда же Мариус пригласил всю семью в Петербург. Жан Петипа-отец был зачислен 
на службу преподавателем танцев в Петербургское театральное училище.
 Надо сказать, что деятельность Петипа-балетмейстера началась не на пустом 
месте: русский балет к этому времени уже занимал одно из первых мест в Европе. 
Французский и итальянский по форме, он был глубоко национальным по существу, 
отличался самобытностью, в нем развивались черты патриотизма и 
гражданственности.
 Танец, как система физических движений и положений человеческого тела, 
выражающих чувства и переживания танцующего, появился вместе с человеком. Он 
возник из разнообразных движений и жестов, связанных прежде всего с трудовыми 
процессами и впечатлениями от окружающего мира. Ведь улыбка на губах, гневный 
взгляд, приветственные или угрожающие позы и по сей день остаются элементарным 
выражением эмоций человека, а значит, и исполнителя танцев. При определенных 
обстоятельствах танец заменял живую человеческую речь. Он сопровождал 
религиозные обряды у египтян, у римлян и греков. Танцуют и сегодня в 
религиозных процессиях не только на Востоке, но и в Испании, Португалии, в 
Италии.
 Всегда и везде танцы создавались народом и оставались народным искусством, 
выражали душевный склад народа, украшали народные празднества и торжества.
 Первый балет, о котором имеются сведения, состоялся в Торонто по случаю 
свадьбы герцога миланского. Позже капельмейстер Катерины Медичи Бальтазарини 
поставил в Лувре пышный балет «Цирцея и ее нимфы». На средства не поскупились, 
он обошелся французской казне в три с половиной миллиона ливров.
 Мода на балетные представления быстро распространилась. Их авторами и 
исполнителями часто выступали даже короли и вельможи двора. Так, Генрих IV и 
его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля. Герцог Ришелье 
ставил спектакли в Сен-Жерменском дворце, и в них танцевали сам Людовик XIII, а 
затем Людовик XIV. Когда появилась опера, балет ввели в ее состав. Во Франции 
учреждена была Королевская академия танца. Она обогатила хореографию новой 
техникой.
 Придворный, порою развлекательный характер носили балеты и в России. Первый 
балетный спектакль был поставлен у нас в царствование Алексея Михайловича более 
трехсот лет назад. Представление это, значившееся как «комедийное действо», не 
назовешь балетом в полном смысле слова. Перед началом «действа» на сцену вышел 
актер в роли Орфея и пропел немецкие куплеты, тут же переведенные царю. В них 
превозносились высокие душевные качества Алексея Михайловича. После этого 
артисты, стоявшие по обе стороны от Орфея и освещенные цветными огнями, начали 
танцевать.
 Духовенство в России порицало танцевание, как «бесовское действо», и даже па 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-