|
нынешнего. Те, кто имел возможность наблюдать творчество этих двух выдающихся
мастеров сцены, отмечали их своеобразие и непохожесть в стиле работы.
Фокин по молодости лет вкладывал уйму эмоций в свое дело: ему были свойственны
и горения, и мучения, и новые подъемы, и неуверенность в себе. Он порой мог
сотворить балет быстро. Но случались и задержки, когда балетмейстер оставался
недоволен собой и переделывал сцену за сценой.
Петипа предпочитал все продумать заранее и только тогда предлагал танец
солистам и кордебалету. Дандре верно характеризует стиль этих мастеров: «…Фокин
творил, Петипа строил… Один работал, как старые мастера живописи —
совершенством техники и знанием красок, другой, внося в свою работу современную
нервность и чуткость, выводил балетное искусство из устаревших форм на новую
дорогу…»
Драма Аспиччии построена хореографом в духе старого балета со всеми его
условностями. Но партия героини настолько эффектна, что зритель прощает Петипа
историческую условность, принимая во внимание отдаленность эпохи, в которую
создавался этот балет. Талант Павловой был настолько обаятелен и выразителен,
поднимался до таких высоких драматических нот, что снимал условности и натяжки
постановки. Так писал Светлов в «Петербургской газете». Павлова пленила всех
своим искусством. Любители хореографии, встречаясь на улице, у знакомых,
поздравляли друг друга, будто то были их именины.
…У кассы, где открылась продажа билетов на павловский «Вечер танцев»,
выстроилась громадная очередь. Публика будто обезумела. В один день продали
билетов на восемь тысяч рублей. «Петербургская газета» дала объявление, что на
вечер Павловой все билеты уже раскуплены. И это накануне празднования
трехсотлетия дома Романовых, когда все были заняты ожидаемым манифестом,
награждениями, амнистией…
В оперных театрах провинциальных городов готовили «Жизнь за царя».
Репетировали оперу Глинки в Мариинском — для парадного спектакля 22 февраля. С
грустью заметила Павлова, что до сих пор в ее родном театре Кшесинская
оставалась хозяйкой репертуара. Она брала себе все роли, в которых можно было
иметь успех, хотя по-настоящему с блеском выходило у нее далеко не все. С
властью любимицы двора по-прежнему вынуждены были считаться даже такие люди,
как Фокин или Гердт.
Павлову обидело, что в глинковской опере ее поставили в четвертую пару. Она
хотела отказаться, но Теляковский не разрешил. И он и все понимали, что
обойтись в юбилейном спектакле без Павловой, когда она уже европейская
знаменитость, у всех па глазах в Петербурге было неловко.
— Не огорчайтесь, дорогая, — весело сказала ей Ольга Осиповна Преображенская,
— зато в этом парадном спектакле можно сделать много наблюдений. Актерам это
всегда кстати.
Павлова и сама уже считала, что не стоит огорчаться, но ее самолюбие сильно
страдало. Утешило ее немного разрешение дирекции выступить в «Баядерке».
До грандиозного праздника царского двора Павлова успела дать свои «Вечера
танцев» в Москве и Петербурге. …Была суббота, 17 февраля. Около Театра
музыкальной драмы, словно пчелиный рой, двигалась громадная толпа — здесь были
и студенты, и курсистки, и чиновники различных рангов, и военные в щегольских
шинелях. Все стремились попасть в театр, где должна была выступать только что
вернувшаяся из своего путешествия в первопрестольную Анна Павлова. В этот сезон
не было актрисы в Петербурге более популярной, чем она. В прессе почти в каждой
статье о Павловой вспоминали Тальони, которая танцевала здесь 75 лет тому назад.
Находили в таланте балерин много похожего: воздушность, романтичность,
воплощенные в танце… Однако мастерство Павловой ставилось выше мастерства
Тальони. И понятно — ведь техника танца, художественные его приемы,
виртуозность, как и все в жизни, заметно изменились.
Конечно, всякие сравнения имеют лишь приблизительную точность. Каждый человек
по-своему, исходя из своей индивидуальности, оценивает книгу, пьесу, дарование
актера. Помещая Анну Павлову первой в списке мастеров русского балета, Лопухов
утверждает:
«О Павловой написано много, порой очень хорошо. Мне только хотелось
опровергнуть одно распространенное раньше мнение (им грешил и я), будто Павлова
— артистка тальониевского типа. Частенько в своих записках я называл ее
„внучкой Тальони“. Да, она ярчайший представитель балетного романтизма. Но не
тальониевского, французского романтизма 30-х годов прошлого века, а чисто
русской романтики ее времени. Романтики Чехова и Рахманинова, Левитана и Серова.
Павлова не наследница романтизма XIX века, а скорее зачинательница балетной
романтики XX века, если считать, что романтика присуща балетному искусству как
нечто от него неотъемлемое».
И дальше счастливый современник Павловой выдвигает целый ряд аргументов в
пользу своей мысли:
«Худенькая, пропорционально сложенная, с продольными мышцами, делающими форму
ноги удлиненной, а движения — певучими, Павлова прекрасно передавала русскую
грусть-мечту. Это подметил в движениях ее рук Фокин и развил в артистке ее же
особенности…
Павлова — великая художница, потому что ее героини обладают каждая своей темой,
говорят по-своему о жизни — тоскуют о ней и безгранично радуются ей, так, как
это думает сама Павлова. Когда сейчас говорят «Павлова», вспоминают «Умирающего
лебедя». В конце концов их отождествляют. Напрасно! Павлова воспевала радость
больше, чем горе; тема счастья, а не страдания, была ее главной темой. Павлова
проявила себя великой лирической актрисой прежде всего. Если искать сравнений в
мире драгоценных камней, то следует признать ее бриллиантом голубой воды.
|
|