Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Валерия Носова - БАЛЕРИНЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-
 
 Павлова стала для нас, молодых артистов, опорой и надеждой в наших 
размышлениях о балете. Ее всемирные победы подтвердили это окончательно».
 Гении рождаются в своей стране и наследуют душу своего народа, но они 
принадлежат всему миру, и плоды таланта рано или поздно становятся достоянием 
всего человечества.

 XII. Накануне войны


 Давайте танцевать все больше и больше. Давайте завоевывать танцами красоту.

    А. Павлова

 За окнами старой квартиры Павловой на Английской набережной тихо падал тяжелый,
 сырой снег. Любовь Федоровна принесла кофе, но балерина не отложила утреннюю 
почту.
 «Во Франции, — сообщала „Петербургская газета“, — пользуется весьма большим 
успехом известная русская артистка-танцовщица, избравшая себе псевдоним „Наташа 
Труханова“. Эта артистка — дочь одного петербургского артиста, ныне госпожа 
Труханова, собирается изменить балету и перейти в драматический театр».
 Прочитав фразу из интервью Трухановой: «Балет — это рутина! Комедия — простор 
творчества!» — Анна Павловна неодобрительно покачала своей изящной головкой и 
тут же засмеялась. Дымился кофе в китайской фарфоровой чашечке, глянуло в 
разрыве серого тяжелого облака солнце, и очень кстати, и очень вовремя 
напомнила газета о Наташе Трухановой.
 «Значит, она в Париже!» — подумала Павлова с приятным чувством человека, вдруг 
увидевшего рядом нужного сейчас друга.
 Париж оставался последней столицей Старого Света, где русскую балерину знали, 
по ее мнению, мало, по мимолетным выступлениям в первом русском сезоне Дягилева.
 И вот теперь Анна Павловна готовилась в ближайшее время завладеть сердцами 
французов.
 Через месяц, в апреле 1913 года, здесь, в Париже, открывается грандиозный 
Театр Елисейских полей, выстроенный по инициативе Габриеля Астрюка.
 Предприимчивый антрепренер пригласил почти всех выдающихся европейских 
артистов, и Париж с нетерпением ожидал, когда они появятся в новом театре. 
Павлова с некоторым недоверием относилась к этой затее, хорошо помня 
дягилевские сезоны. Не затеряются ли знаменитые артисты и здесь, когда их не с 
кем будет сравнивать среди равных?!
 Сезон должен был открыть дирижер и композитор Феликс Вейнгартнер, автор оперы 
«Шакунтала», поставленной на придворной сцене в Веймаре. Ему создали 
известность симфонические концерты в Берлине, Мюнхене, Кенигсберге. И теперь в 
Париже он предполагал дирижировать операми Берлиоза «Бенвенуто Челлини» и 
Штрауса «Электра».
 Пригласили и Павлову. Она обещала танцевать «Лебедя» Сен-Санса, «Бабочку», 
«Вальс-Каприс» и «Вакханалию». Партнером должен был быть Лаврентий Новиков.
 Как-то в Лондоне Павлова пошла в театр «Альгамбра» посмотреть выступление 
ансамбля москвичей с Гельцер, Тихомировым и Новиковым. Сильный классический 
танцовщик, обладавший безукоризненной техникой и высоким прыжком, Новиков 
произвел на Павлову самое благоприятное впечатление, и она пригласила его 
выступить с ней перед публикой «Палас-театра». Он танцевал с Павловой три 
сезона в «Жизели», «Шопениане», «Фее кукол», «Прелюдах» и в дивертисментных 
номерах.
 Гастроли русской балерины в Театре Елисейских полей должны были проходить 
почти одновременно с лондонским третьим сезоном в «Палас-театре». Но ее это не 
пугало. Для артистки, объехавшей полмира, Лондон от Парижа отстоял не дальше, 
чем Москва от Петербурга.
 Павлова не раз весело говорила:
 — Подходящий муж для жены — это то же, что музыка для танца!
 Впервые она проверила эту истину, отправляясь в Париж на открытие Театра 
Елисейских полей. Дандре предвидел все мелочи путешествия и жизни в столице 
Франции, так что, ни о чем не заботясь, Анна Павловна в пути просматривала 
брошюры и журналы, описывающие грандиозное сооружение — Театр Елисейских полей, 
в котором ей предстояло выступать.
 Здание театра называли одним из красивейших в Париже. Построенное виднейшими 
архитекторами Европы, оно состояло из трех театров: Большого театра драмы, 
оперы и балета на две тысячи мест; Театра комедии; студии. Габриель Астрюк 
организовал попечительский комитет, в который вошли музыкальные деятели, 
композиторы и дирижеры: Камилл Сен-Санс, Рихард Штраус, Артур Нйкиш. По мысли 
Астрюка, Театр Елисейских полей должен был стать международным центром 
музыкальной культуры, постоянным местом для проведения фестивалей.
 Просматривая списки приглашенных, Павлова уже начинала волноваться, точно 
стояла на сцене. В самом деле, в проспектах театра, предусмотрительно 
подобранных Дандре, значились Дебюсси, Тоскаяини, Вейнгартнер, Штраус, 
Рахманинов, Шаляпин, Павлова — с указанием, кто что будет исполнять. Павлова 
прочла в программе имена участников русских сезонов; Дягилева, Нижинского, 
Карсавиной, Фокина.
 Прежде чем объявиться в театре, Анна Павловна отправилась к Наташе Трухановой 
по адресу, указанному Дандре в ее записной книжечке. Шофер такси, не задав ни 
одного лишнего вопроса, подвез Павлову прямо к крыльцу старинного особняка на 
Острове святого Людовика, где Труханова устроила свою квартиру.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-