|
спектакли не поднимались выше среднего уровня. Но в этих постановках Павлова
делала все, что хотела. «Обаяние ее личности было так велико, — вспоминает
Новиков, — что, в каком бы танце она ни появлялась, она производила на публику
неизгладимое впечатление. Этим до известной степени и объясняется тот факт, что
ее репертуар состоял из спектаклей, в которых не было ничего новаторского.
Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное — она сама была
сенсацией, хотя вряд ли это сознавала. К чему бы она ни прикасалась, она все
оживляла своим обаянием и искренностью».
Лаврентий Новиков не один год танцевал с Павловой и не переставал поражаться,
как глубоко и искренне переживала балерина на сцене судьбы своих героинь. Он
видел, что техника не была для Павловой самоцелью, хотя в те годы виртуозностью
танца увлекались все — и на сцене, и в зрительном зале, и в прессе, и в
разговорах за столом. Павлова верно служила идеалу высокой красоты,
романтическим мечтам юности и искренности чувств.
Если бы Павлова не обладала исключительной техникой, она, конечно, не была бы
прима-балериной Императорского театра, не могла бы выдерживать утомительнейшие
турне по всем странам мира, многие часы репетировать, без отдыха танцевать. И
все-таки она неизменно повторяла балеринам своей труппы:
— Зачем вы попусту тратите время, добиваясь того, чтобы стоять полчаса на
одной ноге? Все это вы и так делаете очень хорошо, но вы не чувствуете того,
что танцуете, а до тех пор, пока вы не будете чувствовать, вы будете не
артисткой, а автоматом!
Не только техника, но прежде всего чувство делает человека артистом, считала
она, и в этом была полностью права.
Балерины ее труппы рассказывали, как Павлова—Жизель невольно заставляла их
плакать даже во время репетиций сцены безумия в первом акте. Если в театре шла
«Жизель», к Павловой никто не решался подойти ни под каким предлогом, чтобы не
помешать таинству превращения артистки в истинную Жизель. Именно таинству,
потому что и теперь, как прежде, зрители и артисты, покидая театр, расходились
с глубоким, неистребимым ощущением, что они видели Жизель, а Павлова была
только устроительницей этой незабываемой встречи.
И за это ей подолгу аплодировали после спектакля, ее осыпали цветами, ожидали
на улице у артистического выхода, провожали благоговейными взглядами.
Петербуржцы были огорчены, когда узнали, что в сезоне 1912/13 года Павлова не
покажет свою Жизель. Будут даны в Мариинском театре «Дон-Кихот» и «Дочь
фараона» по нескольку раз и в заключение гастролей — «Баядерка» в порядке
прощального спектакля.
Приезда Павловой ждали с нетерпением. Журналисты разных газет стремились
получить у нее интервью, чтобы первыми рассказать театральной публике, какой
вернулась Павлова на родную сцену.
— Любопытно, — сказала она одному из интервьюеров, — что «Тщетная
предосторожность», которую у нас в России давно хотят сдать в архив, в Берлине
очень понравилась. Вот и разбирайтесь после этого во вкусах публики, — смеясь,
заметила балерина. — В Берлине, — продолжала она, — мы станцевали восемнадцать
спектаклей, каждый день неистово репетируя. Репетиции начинались в десять утра
и кончались в три, а в пять — вторая репетиция. Если прибавить, что вечером был
спектакль, то вы можете себе представить, как мы утомились.
— В общем вы довольны берлинскими гастролями?
— О да! Два года как я не танцевала там, и, несмотря на это, меня встретили
как старую знакомую.
На другой день в «Петербургской газете» петербуржцы прочли интервью, в котором
Павлова сообщала, что останется в Петербурге до поста. Она была огорчена тем,
что теперь в балете три абонемента. Танцевать три раза один и тот же балет —
радость невеликая. И еще один спектакль вне абонемента!
— Собираясь в Петербург, я надеялась поработать здесь, разучить новые балеты.
Но с сожалением вижу, что ничего этого не будет. Мне предложили выступить в
«Дон-Кихоте» и в «Дочери фараона».
Первый выход Анны Павловой на петербургскую сцену после годового отсутствия
состоялся 21 января 1913 года.
«Балерина была встречена абонентами „первого созыва“ не только восторженно, но
триумфально, — писал Валерьян Светлов в „Петербургской газете“, — овации,
бесконечные вызовы, неумеренные требования повторений, цветы, венки, а на
цветочных лентах — пышные надписи…» И тут же Светлов с сожалением и надеждой
отмечал: «Павлова будет танцевать у нас два месяца, в „Дон-Кихоте“ и в „Дочери
фараона“ — в балетах, наименее типичных для ее таланта. Высокого драматического
пафоса она достигает в „Баядерке“ и в „Жизели“, и было бы очень странно, если
бы эти два совершенных ее создания не были бы показаны в этот ее приезд».
Критик считал, что партия Китри в «Дон-Кихоте» занимает не главное место в
творчестве Павловой. Роль резвой испанки не дает балерине достаточно
драматических элементов. Ей приходится «наполнять» образ с помощью техники, —
правда, делает она это блестяще. Ее сверкающие темпераментом испанские танцы с
буйными ритмами, поставленные под балетную классику, выразительны и очаровывают.
В феврале таким же порядком для трех абонементов и одного внеабонементного
спектакля Павлова танцевала в старом балете «Дочь фараона». Глядя на Павлову в
партии Аспиччии, петербуржцы невольно вспоминали два имени. Их ставили рядом —
Петипа и Фокин.
Вот два балетмейстера, заставившие своими постановками заговорить весь мир о
русском балете. Петипа создавал классические балеты еще во второй половине XIX
века. Начало творчества Фокина-балетмейстера падает на первое десятилетие века
|
|