|
воздух чище. Дом этот так понравился Анне Павловне, что она наконец решила его
купить; из Петербурга перевезла всю обстановку и постаралась создать здесь тот
уют, который напоминал бы ей Россию.
А в последующие годы Павлова увлеклась садом. Она всегда трогательно любила
природу. Бывая на гастролях в разных частях света, непременно привозила цветы,
семена, даже маленькие деревца. И высаживала их в своем саду почти каждую весну,
немного изменяя направление дорожек, расположение клумб и лужаек. Цветы,
правда, в лондонском климате хирели. Но Павлова упорно заменяла их новыми.
Неравнодушна она была и к птицам. Они напоминали ей русский лес и Лигово. К
тому же удивляли яркой окраской оперения и умиляли сообразительностью. Несмотря
на трудности перевозок такого «зоопарка» на пароходах или по железной дороге,
Павлова непременно покупала попугаев и всяких заморских птичек; в саду по ее
указанию строили для пичуг вольеры. Птицы тоже чаще не приживались и погибали,
чем крайне расстраивали Павлову. Проще было с перелетными птицами — утками,
лебедями, фламинго. Несколько лет жил на пруду любимый лебедь Павловой —
белоснежный гордый Джек. Он ходил за ней по саду, как собака, не боясь брать из
ее рук лакомства.
Сад отнимал достаточно времени и сил, но зато и радость была несравненная.
Когда Павлова жила в Лондоне, как бы поздно ни возвращалась она из театра,
обязательно проходила в сад, любовалась им, замечала малейший непорядок. Она
ласково разговаривала с цветами, деревьями, веря, что они по-своему понимают ее.
В редкие часы отдыха Павлова охотно лежала в гамаке и наблюдала, как птицы
весело купались в фонтане, как распускали свои лепестки под лучами утреннего
солнца яркие маки.
Она приглашала к себе друзей, иногда отваживалась и на приемы. Русская
знаменитость обращалась с каждым, кто появлялся в ее доме, как с дорогим гостем,
без тех условностей, которые так отличают англичан от русских.
Павлова ценила свое время. Даже завтракая, чтобы не терять драгоценных минут,
она оставляла открытыми двери студии и наблюдала за уроком или за репетицией.
В Айви-Хаузе на репетициях разрешалось присутствовать и маленьким ученицам
студии. Девочки рассаживались вдоль длинных высоких окон репетиционного зала и
глядели во все глаза и на элегантного русского танцовщика Лаврентия Новикова,
партнера Павловой, и на Стефу Пласковецкую и Стасю Кун, солисток павловской
группы. А девушки, сами еще не совсем расставшиеся с детством, иногда подбегали
на пуантах к ученицам и быстро, так, чтобы не заметила всегда строгая на
занятиях Павлова, ласково дергали их за косички. Самые маленькие побаивались
Хильду Бьюик, которую Павлова выделяла и любила более других артисток труппы.
Девушка была очень преданна Анне Павловне и в танцах, и в манере одеваться
старалась быть как бы сестрой любимой балерины. Хильда упорно изучала русский,
ей казалось, что так она глубже узнает Павлову.
Кузьма Савельев, когда-то работавший в костюмерной мастерской в Петербурге,
выехал из России вместе с Павловой, да так и проездил с труппой более двадцати
лет. Так же и Мария Харчевникова не захотела расстаться с балериной и долгие
годы заведовала гардеробом, а потом шила для Анны Павловой костюмы. Савельева
девочки-ученицы любили и за веселые шутки, и за то, что он почти серьезно
считал их уже взрослыми и обращался примерно так:
— Ну а вам, сударыня, какой костюм сшить к следующему выступлению в
королевском дворце? Вам очень пойдет солнечный цвет.
Осенью 1912 года в Айви-Хауз прибыл Виктор Эммануилович Дандре.
Санкт-петербургская Судебная палата 9 октября 1912 года вынесла решение
отстранить Виктора Эммануиловича от должности. Петербургская карьера Дандре
была закончена.
В Лондоне Павлова и Дандре стали мужем и женой. Но в Айви-Хаузе Дандре знали
как управляющего делами, импресарио или менеджера, как говорят англичане. С
первого же дня пребывания здесь Виктор Эммануилович взял в свои руки все
театральное дело Павловой, а оно было немаленьким.
Владея романскими языками, Дандре заменял собой целую канцелярию с дюжиной
служащих и помощников. Он просматривал письма и давал ответы адресатам, вел все
деловые телефонные переговоры, ведал прессой, рекламой, афишами, набором труппы.
Он избавил Анну Павловну от разработки маршрутов, обеспечивая переезды по морю
и суше павловской труппы с солидным багажом; взял на себя устройство приемов и
выездов артистки, упорядочил ее взаимоотношения с журналистами.
Скоро предприятие Анны Павловой стало почитаться в театральном мире образцовым.
У Павловой можно было взять аванс, получить отпуск, заболеть и не потерять
место из-за болезни. Каждый член труппы чувствовал себя окруженным заботой и
вниманием. Правда, порой, когда у Павловой что-то не ладилось и потому
портилось настроение, она могла быть несправедливой с людьми, которые служили в
ее труппе. Это порой обижало танцовщиц, но расстаться с великой балериной они
не могли.
По воскресеньям Павлова и Дандре устраивали общий завтрак — все служащие и
члены труппы превращались в гостей, а хозяева становились служащими.
С самого начала гастролей в Европе Павлова танцевала с коллегами из
Мариинского театра. Но это оказалось очень неудобным и ненадежным, так как
контора Императорских театров неохотно отпускала своих артистов во время
театрального сезона.
Новая труппа Павловой, состоявшая уже из сорока человек, в основном из
англичан и поляков, быстро завоевала признание. Правда, по свидетельству
Лаврентия Новикова, партнера Павловой в эти годы, успех труппы был прежде всего
ее личным успехом, победой истинного таланта. Фирма «Павлова—Дандре» не шла на
риск, как Дягилев. Дандре ограничивал расходы на постановки, и в целом
|
|