|
думала, что их сейчас заставят читать что-нибудь или решать задачи. Но им
предложили походить, побегать, словом, показать свою осанку и внешность. Это
было неожиданно, но весело. Экзаменаторы внимательно присматривались ко всем,
что-нибудь спрашивали, просили сделать какое-нибудь движение, показать ножку,
сомкнуть пятки, чтобы можно было разглядеть колени. Некоторым не везло, их
вычеркивали из списка тут же.
Павлову вызвали в третьем десятке. Гердт спросил имя и фамилию, улыбнулся,
заметив смущение девочки.
— Анна Павлова, — отвечала она ему и, ободрившись, вдруг сказала: — Вы принц
Дезире, я видела «Спящую красавицу», правда?
— Вы угадали, деточка! — согласился Павел Андреевич. — Теперь составьте пятки,
и посмотрим ваши ножки.
Он наклонился, потрогал нижнюю часть ноги, убедился в ее гибкости, отошел,
чтобы оценить всю внешность, еще раз повторил, проверяя и запоминая: «Анна
Павлова». Когда окончился осмотр последних девочек, всех опять поставили в пары
и повели через классы и коридоры в лазарет.
В лазарете им пришлось раздеться, надеть белые халаты и ждать своей очереди.
Экзамен на здоровье оказался очень строгим. Отвергались кандидатки из-за
слабого сердца, искривленного позвоночника, плохого зрения. Проверялся также и
слух.
Когда медицинский осмотр кончился, все были приглашены наверх, в столовую, где
пили чай с бутербродами. После завтрака экзамены продолжались в музыкальном
зале и в общеобразовательном классе. Тут пришлось и читать, и писать, и считать,
но не отсеивался никто. И вся-то общеобразовательная программа училища
соответствовала лишь курсу начального городского. Строже спрашивала учительница
музыки. Сидя за роялем, она заставляла петь гаммы. Неожиданно для себя самой
Нюрочка оказалась одаренной чуть ли не абсолютным слухом. Она пропела своим
тонким голосом верно все гаммы подряд и вразбивку.
Совет училища нашел возможным из шестидесяти экзаменовавшихся принять всего
одиннадцать девочек. Некоторые сомнения вызывала Павлова, но Гердт решительно
взял ее под защиту.
«Я обезумела от восторга, когда директор пообещал зачислить меня в число
учениц», — вспоминала Анна Павлова об этом необыкновенном дне своей жизни.
Пока Нюрочка экзаменовалась, Любовь Федоровна познакомилась с родителями
других кандидаток. Всех беспокоило то обстоятельство, что выдержавших экзамен
условно принимают только на год. В конце этого срока неспособных отчисляют.
Зато талантливых берут в интернат, и они полностью содержатся за счет казны.
Для многих это обстоятельство было немаловажным.
Нюрочка выслушала сообщение матери со спокойной уверенностью — значит, через
год ее возьмут в интернат!
Год прошел очень быстро и для матери, утром провожавшей Нюрочку в училище, а
вечером встречавшей ее, и для дочери, переживавшей свои первые успехи и первые
ученические огорчения. Анна выдержала годичное испытание, и ее зачислили в
интернат. Это влекло за собой расставание с домом. Девочка и радовалась и
гордилась, что мечта ее сбывается. «И все же расплакалась, когда пришлось
прощаться с мамой, — вспоминает Анна Павлова. — Она тоже плакала. Тогда я не
понимала ее слез, как понимаю их теперь. Она-то сознавала все значение того
шага, который я делала». Любовь Федоровна предугадывала, что, посвящая свою
жизнь искусству, театру, человек навсегда становится пленником сцены. И даже
неудачники не имели силы расстаться с ней. Размеренная, спокойная домашняя
жизнь оказывалась несовместимой с напряженной жизнью кулис.
II. Верность призванию
Поступить в Императорскую балетную школу — это все равно, что поступить в
монастырь, такая там царит железная дисциплина.
А. Павлова
Первый постоянный публичный театр в Петербурге возник по указу императрицы
Елизаветы Петровны «Об учреждении русского театра» в 1756 году. Петербургское
театральное училище, которое призвано было готовить артистов для придворных
театров, основано раньше — в 1738 году.
Труппа первого русского театра, как и театральное училище, долгое время не
имела собственных помещений. Только в 1832 году было сооружено по проекту Карла
Ивановича Росси здание Александрийского театра, возглавившее грандиозный
архитектурный ансамбль.
Ансамбль составился из театра — Александрийского, Александрийской площади и
Театральной улицы. Теперь это Театр имени Пушкина, площадь Островского и улица
Зодчего Росси. С одной стороны на Александрийскую площадь смотрело здание
Публичной библиотеки со статуями великих мыслителей древности на фасаде между
колоннами. С другой — павильоны и решетка сада Аничкова дворца. За театром
расположилась единственная в своем роде Театральная улица. Ее образовали два
параллельных здания, окрашенных, как и театр, в желтый цвет и декорированных
белыми колоннами. Ширина улицы равнялась высоте здания, а длина оказалась в
десять раз больше. Четкие архитектурные формы и пропорции всех сооружений
придавали улице особую торжественность и строгую красоту.
Театр получила драматическая труппа; здания Театральной улицы заняли
управление Императорскими театрами и Петербургское театральное училище.
|
|