|
И двумя днями позже:
«Город па осадном положении. Сегодня ни репетиций, ни спектаклей. Завтра то же
самое. Завтра должны были давать „Жизель“ с Павловой, 2-й и последний акт
„Коппелии“ с г-жой Черри (итальянская балерина. — В. Н. ). Выходили с Мариусом
(сын М.И. Петипа. — В. Н. ) посмотреть разбитые витрины на Невском и на
Большой Морской. В 4?часа погасло электричество. 13 я н в а р я… День прошел
спокойно. В театрах играют… 15 я н в а р я. Слава богу, вчера и сегодня в
городе спокойно».
Спокойствие было только кажущимся. Правительство спешило уладить дела с
Японией. В Портсмуте при содействии Рузвельта 23 августа 1905 года был подписан
мир. У царского правительства руки оказались развязаны. Но массовые выступления
рабочих ширились, революционные силы не собирались так просто сдавать свои
позиции.
Мариус Иванович отмечает в дневнике:
«14 о к т я б р я. Магазины закрыты. Конки не ходят. Фабрики не работают. Нет
провизии, воды… 16 о к т я б р я. Сегодня… город спокоен. Ни одной газеты не
вышло. Утром опера „Пиковая дама“. Танцы выпущены. Вечером „Жизель“ с Павловой
и „Грациелла“. Артисты балета и оркестранты не явились. Спектакль не состоялся.
Весь город погружен во тьму. На улицах военные… 17 о к т я б р я. Вечером
государь выпустил конституцию „Полная свобода“.
Произошло и другое невероятное событие. Прославившийся своей «дисциплиной»,
вернее, равнодушием к политическим событиям, русский балет присоединился ко
всеобщей политической забастовке.
Осень 1905 года, как всегда в Петербурге, стояла мрачная. Холодный ветер с
моря гнал низкие разорванные тучи, было слякотно и глухо. Город погрузился в
зловещую тишину. Не ходили трамваи, не видно было и экипажей па Невском и
Морской. Чтобы попасть из одного района города в другой, приходилось добираться
окольными путями, так как солдаты, патрулировавшие на улицах и площадях, строго
спрашивали: кто, куда, зачем. Вечерами, чтобы не замерзнуть, люди в шинелях
жгли на улицах костры, и от этих огненных языков, устремлявшихся вверх, в
черную мглу, приглушенных голосов, слышавшихся будто ниоткуда, становилось
жутко.
В разгар этих событий 15 октября в репетиционном зале собралась почти вся
балетная труппа. С утра и до шести вечера обсуждали артисты под
председательством Михайлова-второго требования к дирекции Императорских театров.
Выбрали двенадцать представителей и поручили им официально доложить В.А.
Теляковскому, управляющему Императорскими театрами, решение труппы. Среди них
оказались Фокин, Павлова и Карсавина.
События октябрьских дней разделили всех артистов балета на две группы:
реакционную, требовавшую «невмешательства в политику», и прогрессивную,
получившую в записках, дневниках и воспоминаниях Теляков-ского общее
наименование «гребловцы». В первую группу входили: М. Кшесинская, ее отец Ф.
Кшесинский, П. Гердт, Н. Легат, В. Трефилова, Ю. Седова; во вторую — А. Павлова,
М. Фокин, Т. Карсавина, П. Михайлов, В. Пресняков, С. Легат, И. Кшесинский, А.
Ширяев, Л. Кякшт. Первая русская революция разводила не только друзей и
товарищей на враждебные партии, но и кровных братьев и даже отцов с детьми.
Примеры: Николай и Сергей Легат, Феликс Кшесинский, Матильда Кшесинская и Иосиф
Кшесинский.
Название «гребловцы» прогрессивная партия получида от школы имени Гоголя в
селе Гребловском Боровичского уезда, недалеко от столицы. Школьный учитель,
хороший знакомый Петра Ефимовича Михайлова, с его помощью сумел привлечь
некоторых артистов Императорских театров к участию в концертах, которые
устраивались учащимися для крестьян окрестных сел. Деньги, вырученные от
концертов, шли на нужды школы. Гребловское благотворительное общество
возглавили чиновники конторы Императорских театров — начальство надеялось
удержать деятельность артистов в рамках дозволенного. Однако полиция установила
негласный надзор за школой и доносила, что «гребловцы имеют свою библиотеку,
пополняемую частью и запрещенными заграничными изданиями». «В балете артисты
стали заниматься политикой», — записал в своем дневнике Теляковский.
Почему именно артисты балета Мариинского театра вдруг заинтересовались
политикой, Теляковский точно не знал, но подозревал, что у гребловцев
существует законспирированный революционный кружок. Поводом так думать мог
послужить тот факт, что некоторые артисты балета ходили на лекции в университет,
занимались в консерватории, на драматических курсах, числились студентами
высших курсов Лесгафта и слушательницами Высших Бестужевских курсов.
Вольнослушателями университета были Михайлов 2-й и Валентин Иванович Пресняков,
друзья и единомышленники Фокина. Они-то фактически и придавали демократическую
окраску обществу. В октябрьские дни 1905 года они призвали артистов балета
присоединиться к общей политической забастовке, провели собрание, председателем
которого был избран Михайлов.
Артист кордебалета, сын музыканта, Михайлов обладал недюжинным умом и умел
увлечь товарищей на общественное дело. Изгнанный из Императорских театров в
последующие за первой русской революцией годы реакции Михайлов вместе со своей
женой М.Ф. Рутковской уехал во Францию. В театре поговаривали, что он получил
там высшее образование и стал профессором истории. Пресняков позже работал в
консерватории, в классе пластики и сценического движения. Его высоко ценил как
педагога Глазунов. После Октябрьской революции Пресняков организовал в Витебске
консерваторию и был много лет ее директором.
Непредставимо, но артисты балета требовали самоуправления. Они выбрали
забастовочный комитет, членов исполнительного бюро, куда вошли Михайлов,
|
|