|
задатками опытного дегустатора, либо имевший неплохих дегустаторов среди своих
клиентов. Едва начав бочку, он тут же явился к городскому и королевскому
прокурору Жаку Ребуру. Старейшина торговцев назначил экспертов. И те вынесли
категорический приговор.
«Известные врачи и другие опытные и сведущие люди нашли, что упомянутые
добавки, находящиеся в вине, к употреблению противопоказаны и для человеческого
тела вредны».
1 марта 1460 года городской старейшина объявил наконец свое решение. Бочки
публично разбили на Гревской площади. Гнусное вино потекло по мостовой и
впиталось в землю. Дощечки от бочек сложили и сожгли. Зеваки получили от
зрелища удовольствие.
Однако Жюбер был буржуа, причем ни разу не судимый; его многие знали, и он
ходил и рассказывал кому только мог, что его обманул Бланжи, объяснивший ему,
что он не раз подкрашивал вино и что в этом нет ничего опасного. К тому же не
следует забывать, что Бланжи жил не в Париже; оставалось лишь пожелать ему не
появляться там и впредь. Жюберу же пришлось заплатить десять ливров штрафа —
стоимость вина — и компенсировать судебные издержки.
Приблизительно тогда же муниципальные власти обошлись менее сурово еще с двумя
жителями Осера: с торговцем Жаном Гарнье и с «извозчиком по воде» — мы бы
назвали его перевозчиком — Жаном Сало, чьи шесть мюидов красного вина оказались
«подкрашенными некими примесями, не являющимися вином». По этому случаю
пригласили опытных виноторговцев, призвали комиссионеров. Пока торговец ломал
себе пальцы, эти эксперты рассматривали предложенное им пойло, пробовали его на
вкус, качали головами. Ни один человек не сумел сказать ни что за добавки
оказались в том вине, ни то, «какие затруднения могли бы проистекать при
употреблении названного вина по причине названной примеси».
Вылить вино? Об этом никто и не заикался. Бочки поставили к позорному столбу.
В самом центре Гревской площади, причем в тот день, когда там складировалось
вино, сержант выжег на днищах всех бочек цветок лилии «в знак свершения
правосудия». Глашатай из гражданской службы громко объявил на всю площадь, что
вино «с примесями».
С того самого момента торговец был свободен. Вслед за тем вино его погрузили
на судно, пришвартованное тут же, в порту, рядом с Гревской площадью. Заплатив
десять ливров штрафа, он смог без каких-либо затруднений продать вино, но за
пределами парижского превотства и виконтства… От местного судьи он принес
свидетельство, в котором сообщалось о полученном покупателем уведомлении, что
вино подкрашено.
Неужели Жан Котар стал бы пить подобное вино? Вийон, конечно же, на этот счет
никаких иллюзий не питал. В конце «Большого завещания» Вийон закончил свои
размышления о человеческих судьбах и о смерти своеобразным пируэтом — щелчком
по носу исконному врагу, каковым всегда был отравитель из таверны. Какую смерть
выбрать, когда ты уже написал завещание? От грубого красного вина.
Не удивляйся, принц: Вийон,
Задумав мир покинуть бренный,
Пришел в кабак и выпил «морийон»,
Чтоб смерть не ведала сомнений. [60]
К счастью, жаждущим подавали и кое-что более приятное. В том потоке вин,
струившихся в Гревском порту с конца сентября по конец декабря, выделялось
несколько наиболее известных: вино из Аржантёя, вероятно, также вино из Шайо и,
естественно, вино из Сюрена. Оно стоило от пяти до семи экю за мюид, то есть
столько же, сколько и превосходное вино из Осера — называющееся сейчас «шабли»,
— притом что цены на осерское вино возрастали из-за более дорогостоящей, чем,
скажем, из Шайо, транспортировки. Ведь не случайно же полвека спустя гуманист
Гийом Бюде написал, что «парижские вина» не имеют себе равных. Уже в XIII веке
в одном фаблио сообщалось, что вино Аржантёя не стыдно подавать самому королю
Франции. Как же изменилась со временем его репутация, коль скоро в XIX веке
Александр Дюма, опираясь на свой личный опыт, отозвался о том же самом
аржантёйском вине как о «мучительном испытании для искушенного нёба».
Именитые граждане без труда завладевали самыми лучшими виноградниками
парижской области, причем тенденция эта усилилась, когда появилась мода пить
вино собственного производства. Так что большая часть вина, поступавшего из
Сюрена и Шайо, потреблялась в буржуазных домах. А та малая доля, которую
виноградари привозили на рынок, становилась, когда удавалось отстоять ее в
суровой конкурентной борьбе от посягательств покупателей из Кана и Сен-Ло,
украшением погребов зажиточных парижан, не имевших собственных виноградников.
Поэтому в тавернах пили вино не лучшего качества, и пьющие чувствовали это. Так,
однажды в таверне «Четыре сына Эмона», принадлежавшей обосновавшемуся в Париже
выходцу из Пикардии Тома де Вьену, клиентам вдруг не понравилось поданное им
вино. Посетители в тот день попались требовательные.
«Спросили они у него, нет ли вина из Бона, поскольку французское вино
показалось им и недостаточно вкусным, и недостаточно крепким, чтобы их согреть».
Кабатчику и его жене это пришлось не по вкусу. Судьям они потом рассказали,
что в таверне бонского вина не оказалось и что они посоветовали клиентам
|
|