|
Через десять дней после Вознесения шла Пятидесятница с ее тремя выходными
днями. Затем в воскресенье отмечали Троицын день. А на следующей неделе в
четверг наступала очередь праздника Тела Господня.
11 июня по календарю значился день святого Варнавы, и так вот незаметно
приближалось празднество, связанное с открытием ежегодной ярмарки Ланди. Ланди
— это была не просто ярмарка, собиравшая по крайней мере на три недели на
равнине Святого Дионисия торговцев, прибывших из многих областей королевства.
Ланди — это был также всепарижский праздник. Открытие ярмарки заставляло на
время закрывать лавочки в самом городе. Ну а те, кому было нечего продавать и
кто не мог ничего купить, все равно отправлялись на ярмарки, хотя бы просто для
того, чтобы поглазеть, как продают и покупают другие. Вряд ли стоит уточнять,
что на ярмарке и много ели, и много пили.
12 июня там открывалась специальная ярмарка пергамента, куда ректор и школяры
направлялись торжественным строем с возглавлявшими процессию жезлоносцами.
Важно восседавший на муле ректор был облачен в мантию. Его кортеж походил
одновременно и на крестный ход, и на фарандолу. Выставленные кожи внимательно
рассматривались. Ректор в первую очередь отбирал пергаменты для дипломов,
вручаемых студентам следующего выпуска. Потом школяры напивались, а их учителя
исчезали. И начинался всеобщий беспорядок.
Приходившиеся на 24 и 29 июня праздник Иоанна Крестителя и праздник святых
Петра и Павла завершали список выходных дней первого летнего месяца, вероятно
являвшегося для парижан самым праздным из всех месяцев года. Рабочие дни в июне
были длинные, но зато редкие.
Все менялось, как только заканчивались торжества «подвижного цикла». Щедростью
на праздники следующий месяц не отличался: только праздник святой Магдалины 22
июля и праздник святого Германа — 31 июля. Последний летний месяц выглядел в
этом отношении побогаче: день святого Петра отмечался 1 августа, день святого
Стефана — 3 августа, день святого Лаврентия — 10 августа, за ним 15 августа
следовало Успение Пресвятой Богоматери, а потом 24 августа — день святого
Варфоломея, 25 августа — день святого Людовика и, наконец, 29 августа — день
усекновения главы Иоанна Крестителя. В сентябре тоже что ни неделя, то
праздник: 1 сентября — день святого Льва и святого Жиля, 8 сентября — Рождество
Богоматери, 14 сентября — праздник Святого Креста, 21 сентября — день святого
Матфея, а 29 сентября — день святого Михаила. Такой же ритм поддерживался и в
октябре, где следовали друг за другом день святого Ремигия — 1 октября, день
святого Дионисия — 9 октября, день святого Луки — 18 октября и день святых
Симона и Иуды — 28 октября.
За праздником Всех Святых и днем Поминовения Усопших 1 и 2 ноября следовал
день святого Марсилия, отмечавшийся 3 ноября. Скульптурное изображение
выпрямившегося во весь рост святого епископа, находящееся в простенке правого
портала Собора Парижской Богоматери, и его лицо были хорошо знакомы школярам.
Его день широко отмечался, хотя и не столь пышно, как день святого Мартина.
Праздник последнего, приходившийся на 11 ноября, был для виноградарей и
виноделов — а их в Париже и вокруг него насчитывалось немалое количество —
столь же важным событием, как и день 15 августа для хлеборобов, то есть
завершением работ и началом получения заработка. Вместе с приходившимися на 25
и на 30 августа праздниками святой Катерины и святого Андрея последний осенний
месяц тоже удваивал количество выходных.
Ну а там уже не за горами было и Рождество. Говорить о нем начинали за четыре
воскресенья, сразу как только наступал Рождественский пост. Однако предвкушение
и подготовка к Рождеству не мешали отметить между делом праздник святого
Николая 6 декабря, праздник Богоматери 8 декабря и праздник святого Фомы 21
декабря.
Подобно всем большим праздникам, Рождество начиналось загодя, еще накануне.
Тщетно пытались епископы напомнить, что «всенощное бдение» нужно было для того,
чтобы подготовить души к таинству, и что следует неукоснительно соблюдать пост.
К празднику народ готовился, празднуя. На улицах устраивались игры, повсюду
слышались песни. Потом шли на ночную мессу, а зачастую также и на несколько
дневных месс. Со временем рождественский ужин превратился в главное событие
всего ночного торжества. В центре внимания находился жирный гусь, но при этом
участники трапезы не пренебрегали ни кровяной колбасой, ни мясом зарезанной
накануне свиньи. Толпы народа устремлялись на улицу Косонри.
В ожидании праздников Обрезания и Крещения на следующий день после Рождества
отмечали день святого Стефана.
Так вот и получалось, что к пятидесяти двум воскресеньям прибавлялось еще
приблизительно пятьдесят праздников, многие из которых народ принимался
отмечать вечером предшествующего дня. По существу, все эти праздники, вплоть до
самого незначительного, начинались накануне, когда монахи и каноники запевали
«первую вечерню», а лавочники закрывали свои лавки раньше, чем обычно. Кроме
того, из-за молитв деловая активность прекращалась задолго до наступления
вечера в так называемые постные дни, а молились по этому случаю три дня кряду в
каждое время года. Не следует забывать также и про три дня перед Вознесением,
когда устраивались публичные молитвы по поводу сбора урожая.
Когда какой-нибудь праздник накладывался на другой, то один из них по ритуалу
и по взаимной договоренности людей переносился на следующий день. Так, святого,
чей праздник попадал на воскресенье, чествовали в понедельник. А праздник
Иоанна Крестителя в 1451 году отмечали 25 июня по той лишь причине, что
праздник Тела Господня попал тогда на 24 июня.
Кроме того, в тех случаях, когда календарь это позволял, делали «перемычку».
Выражения такого тогда еще не существовало, но явление, суть которого сводилась
|
|