|
него нет и завещает он ему… право на разврат. Трех первых душеприказчиков от их
трех заместителей отделяет крушение человеческой жизни.
А скареднику Жаку Жаму,
Кто даже спать привык с мошной,
В невесты дам любую даму!
Но все равно ему женой
Она не станет; так на кой
Же черт он копит деньги с детства?
Умрет, как жил, свинья свиньей,
И к свиньям перейдет наследство [52] .
Франсуа де Монкорбье видел одно время перед собой путь удовлетворения
честолюбивых замыслов и надежд. Вместе с некоторыми другими он прошел
небольшой отрезок этого пути. Он мог бы быть Мишелем Жувенелем или Мартеном
Бельфе. Однако для него этот путь оборвался по окончании факультета «искусств».
Степень лиценциата «in utroque», должности правоведа или же городского
чиновника, епанча с подбитым беличьим мехом капюшоном преподававших в
университете магистров, небольшие денежные поступления и обеспечивавшийся на
гражданской службе средний достаток — все это он видел со стороны, но все это
было не для него. Со стороны он мог отождествлять те или иные имена с
различными своими представлениями о карьере. Он мог бы оказаться в компании
«магистров», поднявшихся в чинах. Однако он оказался в компании оборванцев.
В том возрасте, когда приходит первая любовь, судьбы тех и других
перекрещиваются. Они вместе проказничали, вместе ухаживали за девушками. Вместе
блистали, хорошо говорили, хорошо пели. Прошло время. И в момент «Большого
завещания» остались лишь мертвые и живые, богатые и бедные, а также монахи…
Каждый оказался при своей «судьбе». И этим все сказано.
Где щеголи минувших дней,
С кем пировал я в кабаках,
Кто пел и пил и был смелей
Других в сужденьях и делах?
Они мертвы! Холодный прах
Забыт людьми и взят могилой.
Спят крепко мертвецы в гробах,
О Господи, живых помилуй!
Из тех, кто жив, одни в чинах -
Мошна тугая, чести много, -
Другие — в продранных штанах
Объедков просят у порога,
А третьи прославляют Бога,
Под рясами жирок тая,
И во Христе живут не строго, -
Судьба у каждого своя. [53]
ГЛАВА VIII. Всё, всё у девок и в тавернах…
ВОСКРЕСЕНЬЯ И ПРАЗДНИКИ
Школяром Франсуа де Монкорбье был неважнецким. За три года к степени магистра
свободных искусств, увенчавшей его среднее образование, он не присовокупил
больше ни одной университетской степени. Он был клириком, не имевшим работы и
не отличавшимся повышенным честолюбием. Нрав он имел мирный, и, пожалуй,
единственным его пороком была легкая склонность к озорству. В письмах о
помиловании с него снимается обвинение в совершенном в 1456 году преступлении
против Филиппа Сермуаза, в них создан такой портрет Вийона, где тщетно было бы
пытаться разглядеть черты того шалопая, что известен нам по следующему периоду
его жизни. Когда в четверг 5 июня 1455 года, в праздник Тела Господня, на Париж
опустились вечерние сумерки, «мэтр» Франсуа де Лож, он же де Вийон, «двадцати
шести лет от роду или около того», был человеком, который «вел себя достойно и
честно и никогда не был уличен, взят под стражу и осужден ни за какое иное злое
деяние, хулу или оскорбление». Де Лож — это всего лишь прозвище, но нам ведь
достаточно хорошо известно, как в середине XV века у людей появлялись те или
иные фамилии. Несколько позднее Вийон признался, что ко времени совершения
|
|