|
силлогизмами и к месту цитировал авторитетных авторов. В совокупности же он
работал мало. Об этом свидетельствуют написанные двенадцатью годами позже стихи
«Большого завещания».
Будь я прилежным школяром,
Будь юность не такой шальною,
Имел бы я перину, дом
И спал с законною женою…
О, Господи, зачем весною
От книг бежал я в кабаки?!
Пишу я легкою рукою,
А сердце рвется на куски… [43]
После этого отнюдь не скороспелого экзамена на степень бакалавра прошло три
года. И вот в конце учебного 1451 — 1452 года, в промежутке между 4 мая и 26
августа 1452 года, Вийон сдал еще один экзамен, на этот раз на степень
лиценциата. Ему в ту пору, как и предписывалось правилами, уже исполнился
двадцать один год. За три года он наверстал упущенное им в более раннем
возрасте. Отнюдь не исключено, что его действительно начинали посещать мысли о
доме и о мягкой постели…
Лиценциатский экзамен — вещь серьезная. Степень присуждалась от имени всего
факультета, а не только от имени одной нации, как в случае со степенью
бакалавра. Здесь предполагалось гораздо большее количество изученных, то есть
прослушанных, книг, причем существенно возрастала и их трудность; логика,
математика, астрономия, этика, метафизика были представлены основными
произведениями античного наследия. Необходимо было знать Порфирия, Аристотеля,
Цицерона, Боэция. Не нужно, однако, заблуждаться: читать и перечитывать их
труды от кандидатов никто не требовал, достаточно было слышать, как некоторые
из них читал вслух учитель. Истекшее со времени экзамена на степень бакалавра
время — хотя бы один год — выглядело в глазах жюри довольно существенным
признаком компетентности.
Возглавлял это состоявшее из регентов всех наций жюри лично канцлер епархии.
Епископ имел возможность продемонстрировать здесь действие единственной
прерогативы, оставшейся у него после обретения корпорацией учителей автономии —
то есть после образования университета, — прерогативы, состоявшей в выдаче
диплома licencia docendi, дававшего право преподавать. Экзамен имел место в
большом зале епископского дворца. В таком месте никто не ошибается.
Учителем будущего Франсуа Вийона был выпускник Наваррского коллежа по имени
Жан де Конфлан. Он имел степени магистра искусств и лиценциата теологии и
являлся регентом на факультете искусств, причем в ту пору он уже в четвертый
раз избирался главным попечителем, то есть главой французской нации.
Преимущество здесь состояло в том, что он сам представлял своего ученика. В
конце сессии, которая длилась один месяц и в которой могли принять участие не
больше шестнадцати кандидатов, он официально зарегистрировал Франсуа между
бургундцем и неверцем, которые были учениками его коллег Перона и Бегена.
За сдачу экзаменов, естественно, приходилось платить определенную сумму, но
поскольку Монкорбье был беден, то факультет великодушно позволил ему заплатить
самую малую из существовавших пошлин — всего два су. В то же самое время от
некоего, похоже весьма состоятельного, бретонского клирика Лорана Аля
потребовали целых сорок су.
Затем развертывалась церемония посвящения. Особую роль в ней играл сторож при
французской нации. Франсуа, конечно же, не стал пренебрегать формальностью,
подчеркивавшей в глазах всего университетского Парижа важность функции сторожа:
тот владел ключами от всех школ своей нации, расположенных на улице Фуарр.
Портить отношения с ним не стоило. Сторож препровождал нового обладателя
степени как раз на улицу Фуарр. А собравшиеся там магистры восторженно уверяли
вновь прибывшего, что они принимают его в свой круг. Университетская корпорация
по-прежнему оставалась полновластным хозяином положения.
После этого Франсуа де Монкорбье мог «начинать». Тут он приносил присягу в
присутствии ректора. Произнося слова клятвы и обещая соблюдать устав,
независимый клирик, каковым являлся школяр, вступал в иерархию. Без присяги
степень магистра не присуждалась. Если кандидат, сдавший экзамен, не «начинал»
таким вот образом, то его лиценциатство ничего не стоило. То есть в этом случае
его как бы «не принимали».
Каждый день принималась новая порция лиценциатов, включавшая по четыре
человека от каждой нации. Вместе с ними приходили их учителя, являвшиеся
свидетелями и гарантами их успехов. Ведь благодаря таким торжествам укреплялся
и их собственный престиж. Жан де Конфлан произнес короткую речь в честь своего
ученика Франсуа де Монкорбье, а потом торжественно вручил ему головной убор,
означавший, что Франсуа стал «магистром». Магистром ему суждено было остаться
навсегда.
Перед молодым магистром искусств открылось в тот момент несколько путей. Выбор
богословия позволил бы достичь высоких почестей на левом берегу Сены. Благодаря
медицине можно было снискать уважение всего города. Юриспруденция обещала
надежную карьеру, сулила наиболее способным высокие посты, богатство, а то и
дворянство. Однако все это достигалось ценой еще нескольких лет учебы, а Вийон
|
|