|
бакалавров. По-настоящему просветиться на диспуте нечего было и рассчитывать,
но веселья было хоть отбавляй.
Побеждал вовсе не самый знающий, а самый хитрый. Целью упражнения являлось не
столько углубление знаний, сколько состязание в ораторском искусстве, причем
такое состязание, где главное — не убедительный аргумент, а умение не лезть за
словом в карман. «К делу!» — кричали присутствующие тому, кто прибегал к
уверткам, пытаясь выиграть время. Меткий ответ встречался бурными криками.
Нередко ради удачного трюка пренебрегали даже элементарной честностью. Важно
было лишь оставаться в рамках формальных схем аристотелевской логики. А раз так,
то явный абсурд предпочитался алогичности.
Именно на диспуте обнаруживалось еще сохранившееся единство факультета
«искусств». А в остальном каждый существовал сам по себе и у себя. Коллежи
обеспечивали проведение ординарных, а главное, экстраординарных уроков,
благодаря которым вырисовывался профиль учебных заведений. Однако самое большое
количество учащихся распределялось по репетиторским педагогиям,
распространившимся в достаточном количестве, а университетский корпус не
предпринимал никаких шагов, чтобы затормозить такое распыление учебного
процесса. Педагог зарабатывал себе на жизнь. А регент, в чьи обязанности
входило «читать» на улице Фуарр, считал более удобным обеспечивать себе кров и
содержание, становясь на год штатным регентом какой-нибудь педагогии.
СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА, ЛИЦЕНЦИАТА, МАГИСТРА
Все власти, начиная от парижского прево до ректора факультета «искусств»,
являвшегося одновременно ректором университета, предпочитали иметь дело со
студентами расселенными, со студентами, распределенными по небольшим группам.
Постепенно сложилось положение, при котором аномалией стали казаться
«приходящие» студенты, так что в 1459 году французская нация попыталась даже
организационно оформить группу таких студентов, поселить ее хотя бы по
соседству с одной из педагогии, дабы они в ней учились.
Подобная мера лишала всякого смысла преподавание на улице Фуарр. Там остались
получать убогое образование лишь очень бедные студенты — студенты, не имевшие
возможности стать на пансион. Подобно тем, кто жил у себя в семье или у
опекунов, подобно тем, кто — как Франсуа де Монкорбье при церкви
Сен-Бенуа-ле-Бетурне — нашел иные способы существования, «приходящие» студенты
были обречены получать уроки не слишком высокого качества, и они приносили
учителям весьма скромный доход.
Ну а из— за этого улица Фуарр походила больше на средоточие притонов, чем на
факультет из десяти школ. Ночью и по выходным дням студенты располагались в
классных комнатах, устраивали там попойки, приводили туда девиц. Школа
напоминала одновременно и бордель, и общественную уборную. Благоразумные,
щадящие свое обоняние люди старались держаться от этой улицы подальше.
Оставалось лишь зафиксировать исчезновение университетского единства, что и
было сделано в 1463 году, когда факультет «искусств» принял решение, чтобы
студенту, не прошедшему через коллеж, через педагогию, студенту, не жившему в
Париже в лоне своей семьи, степень не присуждалась — парижские нотабли думали
при этом о своих собственных детях, а также о бесплатной службе в домах у
именитых университетских магистров. Ведь положение Франсуа у магистра Гийома де
Вийона за двадцать лет до принятия этого решения было положением слуги,
работавшего за харчи и крышу над головой.
В таких условиях для того, чтобы получать степени, нужно было действительно
зарекомендовать себя весьма усердным учеником. «Соискателю», то есть кандидату
на получение степени бакалавра, надлежало быть не моложе четырнадцати лет,
иметь на факультете официальный стаж не менее двух лет, иметь определенный стаж
посещения диспутов и принять участие в одном из них. «Соискательство» юного
Франсуа де Монкорбье, включавшее несколько экзаменов, состоялось в марте 1449
года.
Экзамены не представляли большой трудности, потому что на протяжении зимы
магистры уже отсеивали без лишней помпы кандидатов с чрезмерно легким багажом
знаний. Как-никак учитель, встречавший своих будущих, заходивших пятерками
учеников, не хотел оказаться в смешном положении человека, допустившего к
официальным публичным испытаниям слишком пустоголовых абитуриентов. Так что на
Великий пост в соревновании за звание бакалавра участвовали лишь достаточно
образованные школяры в количестве от двухсот до трехсот человек, причем
половина из них принадлежала к французской нации.
При таком соблюдении регламента кандидаты должны были ежедневно в течение
всего Великого поста выступать публично по программе, «аргументируя по поводу
какой-либо проблемы» в присутствии нескольких регентов, то есть назначенных от
каждой нации экзаменаторов. Сейчас бы мы назвали эту процедуру защитой
диссертации. Точнее, облегченным вариантом защиты, потому что по времени все
экзамены должны были укладываться максимум в тридцать утренних заседаний, так
что каждый абитуриент трудился всего один раз, да и то не больше одного-двух
часов. Экзаменатор задавал не лишенный подвоха вопрос по поводу какой-нибудь
прослушанной учеником книги. В обсуждение включались и другие присутствующие, а
ученик, в меру своих способностей и знаний, отвечал. Обсуждение заканчивалось
голосованием.
Франсуа де Монкорбье сдал экзамены без труда и в восемнадцать лет стал
бакалавром. Это означало, что он прочитал «Грецизм» и «Доктринал», сносно
разбирался в латинском синтаксисе и фигурах латинской риторики, уверенно играл
|
|