|
был нетерпелив. Богословие потребовало бы еще двенадцати-четырнадцати лет,
юриспруденция — от шести до восьми, а Вийону, молодому человеку, которому
исполнился двадцать один год, который только что получил степень магистра и не
загадывал вперед дальше, чем на десять лет, это казалось чересчур долгим сроком.
Здесь было над чем поразмыслить.
Многие тут же пытались воспользоваться только что полученным преимуществом:
степень магистра давала возможность заработать кое-какие деньги на средних
этажах той или иной общественной службы, в церкви, в науке. Не иссякала
потребность в священниках, владеющих латынью и способных сносно прочитать
проповедь на французском языке. Школы нуждались в учителях, знающих основы
педагогики и грамматики. Имела свои преимущества и работа переписчиков,
поскольку в те времена никто еще не знал, что в Страсбурге в изгнании живет
один Майнцский гравер и изобретает типографский шрифт, которому было суждено на
протяжении жизни одного поколения в корне изменить древний способ
распространения человеческой мысли. В 40-е годы XV столетия читатель располагал
лишь книгами, переписанными от руки, и ему не составляло труда отличить хорошую
копию от плохой, искажающей текст и утомляющей глаза.
Хороший переписчик достойно зарабатывал себе на жизнь. Вийон об этом знал и,
по-видимому, какое-то время занимался этим ремеслом. Свидетельством тому может
служить одно упоминание о мифической копии «Романа о Чертовой тумбе», якобы
написанного самим Вийоном, переписанного его старым другом Табари и завещанного
магистру Гийому де Вийону.
Какова бы ни была роль самого Вийона в том шумном, но, похоже, бессмысленном
деле с «Чертовой тумбой» и какова бы ни была его роль в историографии
упомянутой им проказы, тот факт, что он говорит о ней в «Большом завещании»,
позволяет предположить, что год спустя после получения им степени магистра
Франсуа де Монкорбье охотнее участвовал в жизни будущего Латинского квартала,
нежели в интеллектуальной деятельности «высших» факультетов. Наступал период
рождения Франсуа Вийона.
ГЛАВА VII. Охотно я передаю мою часовню и сутану и паству…
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ
Когда— то в былые времена университет претендовал на то, чтобы руководить
христианским миром. Магистры -как регенты, так и школяры — изобретали реформы
для всей церкви и для всего французского королевства. Они выносили на
голосование, следует ли повиноваться папе римскому или же следует обходиться
без него. Они посылали своего депутата на Собор и не раз навязывали епископам
точку зрения докторов-богословов. Будучи реформаторами в силу своих
интеллектуальных занятий, люди университета в большинстве своем оказались на
стороне бургундцев по причине своего конформизма и в результате стали
союзниками англичан. Поскольку в процессе Жанны д'Арк они проявили себя с самой
худшей стороны, то по возвращении Карла VII их участие в политической жизни
резко сократилось, а возникновение конкурирующих центров в Лувене, Кане, Пуатье
окончательно разрушило претензии парижского университета на гегемонию.
Кое— кто предпочел отойти от светской суеты, чтобы обратить свои взоры к вновь
возрождавшемуся после смуты гуманизму. Однако большинство с трудом находило
приложение своей энергии и ждало лишь случая, чтобы выйти на авансцену
парижской жизни.
В 1440 году случился первый серьезный инцидент, где столкнулись друг с другом
университетские преподаватели и люди из Шатле. Три королевских сержанта
арестовали двух магистров-августинцев прямо в их резиденции, то есть там, где
они пользовались территориальной неприкосновенностью. Сержантам пришлось
явиться с повинной — в одних рубашках, с факелами в руках — и просить прощения
y alma mater. Этот случай повсеместно обсуждался. Дабы увековечить свою победу,
университет заказал одному скульптору изготовить статую.
Четыре года спустя магистры устроили забастовку. Случилась она из-за того, что
на университет обрушился королевский фиск. Надо сказать, что аппетиты фиска
непрестанно росли, и Карл VII как раз в тот момент пытался избавиться от
сложившейся еще во времена Филиппа Красивого традиции получать согласие
налогоплательщиков на сбор налогов. Время от времени налогом облагалось
духовенство, советники Парламента, буржуазия Парижа, буржуазия Лиона… А на этот
раз люди короля попытались обложить налогом преподавательский состав
университета.
Ректор поссорился с «избранником», то есть с чиновником, возглавлявшим
королевское налоговое ведомство и сохранившим от предложенной Генеральными
штатами — за сто лет до описываемых событий — выборности лишь титул, гласивший:
«избранник по налоговым делам». Избранник вспылил. Ректор счел себя
оскорбленным. И началась забастовка, продлившаяся с 4 сентября 1444 года по 14
марта 1445 года. На этом потеряли зеваки: не было служб ни на Рождество, ни на
Великий пост. Что касается безденежных школяров, к которым фиск не имел никаких
претензий, их эта история, скорее всего, лишь позабавила.
Еще один скандал разразился, когда королевский прево позволил себе бросить в
|
|