|
женщины, либо незамужние, либо — еще чаще — вдовые. Однако в конечном счете в
законодательстве появилась одна коснувшаяся их оговорка. Оговорка, связанная с
опасением, что дочь или вдова способны неосмотрительно передать ремесло супругу,
прибывшему из иных мест. В 1454 году Парламент великолепно проиллюстрировал
этот подход к данной проблеме, внеся в текст королевского законодательства
соответствующий запрет. Согласно вновь внесенному пункту, вдове разрешалось
заниматься ремеслом покойного мужа, но лишь при соблюдении двух условий: чтобы
вдова не выходила повторно замуж или чтобы она выходила замуж за человека,
имеющего ту же самую профессию.
Стоит ли здесь напоминать о тех насмешливых серенадах, которые приходилось
выслушивать жениху и невесте на пути к брачному ложу во время повторных браков.
Повторные браки путали многие карты, перемешивали поколения и социальные слои.
Поэтому отношение к ним было настороженное.
Нужно сказать, что зачастую молодые люди, бравшие в жены вдов, даже и не
скрывали, что делают это ради выгоды. Женясь на хозяйке, подмастерья либо слуги,
уже набившие руку в ремесле, когда помогали в работе своему хозяину, получали
одновременно и мастерскую, и орудия труда.
Злонамеренность мастеров простиралась еще дальше. При прохождении экзаменов
фальсифицировались их результаты. Изготовленный предмет должен был подтверждать
не только искусность того, кто его делал, но и должен был дорого стоить. Если
столяр по скупости использовал не ценные породы дерева, то его мастерство ему
не засчитывалось. Горе тому кандидату, у которого не хватало какого-либо
инструмента — ждать, что кто-то ему его одолжит, не приходилось. Тот, у кого
ничего не было, ничего и не делал. И мастера назидательно изрекали: хороший
рабочий должен иметь хорошие инструменты.
Прохождение квалификационного испытания означало также банкет. Поначалу банкет
был просто веселым завершением испытания. Однако затем он превратился в один из
элементов самого экзамена. Бедняга, желавший стать мастером, обязан был щедро
угощать людей, которые, наедаясь вволю, не отказывая себе ни в чем, еще и
глумились над кандидатом, чей кошелек оказывался не на высоте их запросов.
С сыном мастера обращались, естественно, лучше, чем с сыном подмастерья,
причем не только потому, что мастер имел возможность заплатить. Ведь не
заставлять же сына коллеги устраивать банкет на сто персон. И злонамеренно
затупить о камень бритву брадобрея, сказать, что он не умеет ее затачивать, и
под этим предлогом отстранить от экзамена могли лишь тогда, когда
экзаменующийся не приходился сыном мастеру-цирюльнику.
Пареньку, которого воспитывал Гийом де Вийон, обучая его основам знаний об
окружающем мире и основам грамоты, стезя лавочника либо ремесленника не была
заказана. Однако он прекрасно понимал, что на этой стезе его могло ждать лишь
прозябание. У Вийона, несколько запоздавшего со своим рождением парижанина,
честолюбивые помыслы не могли ассоциироваться ни с торговлей, ни с ремеслами,
поскольку ни там, ни там его никто не ждал.
ПОДАРКИ БОГАТЫМ
Франсуа принадлежал к иному миру, к тому, где торговцев знали только по лоткам.
Среди фигур парижан, воссозданных им, доброжелательно ли, сатирически ли, —
торговцев в обоих «Завещаниях» мало. Богатый суконщик Жак Кардон является одним
из редких представителей этого сословия, удостоившихся внимания поэта: старший
брат и опекун Жака Жан Кардон был каноником церкви Сен-Бенуа-ле-Бетурне…
Следовательно, Вийон знал этого богатого, респектабельного, занимавшего в
обществе заметное положение человека, который был старше его на восемь лет. Жак
Кардон, родившийся в семье зажиточного буржуа, владельца зданий на обоих
берегах Сены и женской бани на улице Юшет, несколькими годами раньше, очевидно,
проказничал вместе со школяром на улицах, вместе с ним барабанил ночью в двери
девиц легкого поведения. Вийон об этом вспоминал в «Большом завещании» — если,
конечно, за его словами не скрывается какое-нибудь иносказание, — оставив в
стороне иронию, присутствовавшую в «Малом завещании». В варианте 1456 года
богатый суконщик выглядел обжорой, возможно также и скрягой: лохмотья в подарок
суконщику, бадью явно плохого вина для страдающего от жажды пьяницы, должно
быть, способного купить нечто лучшее, и в довершение ко всему этому еще два
процесса, дабы испортить пищеварение процветающего негоцианта!
Мои наряды без остатка
Кардону Жаку отдаю,
А чтобы ел и пил он сладко, -
Вина отменного бадью,
На завтрак — жирную свинью,
На ужин — карасей из леса,
А чтоб не разжирел, даю
Два разорительных процесса. [31]
Хотя Вийон и подсмеивался над бывшим товарищем, в смехе его тогда не было
ничего злого. Среди всех своих наследников он одного лишь Кардона называл
другом.
|
|