|
помощью посредников и контролеров, доходы складывались в общую копилку и затем
делились, места на рынке распределялись по жребию, на пути деловой активности
ставились препоны.
Маклеры поровну распределяли между собой работу, а потом дошли до того, что
стали просто распределять доходы от маклерства. Глашатаи, в чьи обязанности
входило объявлять на перекрестках цены на вино и имена умерших за день людей, в
конце концов, чтобы всем была работа, стали ограничиваться именем одного
покойника на каждого.
В том же 1458 году, отстаивая свое право сосчитать сотню жердей, ввезенных
одним парижским виноградарем, подрались два «присяжных считальщика и меряльщика
дров». Жан Лe Марешаль принялся уверять, что подошла его очередь; к тому же ему
уже приходилось считать жерди. А Гийом Ле Каррелье, не обращая никакого
внимания на его слова, принялся считать жерди, как будто все права были на его
стороне, причем стал считать громким голосом и пересчитал их три раза подряд.
Все это происходило в порту при свидетелях, из которых трое были коллегами
спорящих. Ле Каррелье «обнаружил свой дурной характер». Иными словами,
оказалось, что правда была на стороне его соперника. А кроме того, он дерзко
выражался, обзывал коллегу, уже получившего две серебряные монеты и не
собиравшегося отдавать их «ворам».
Было решено, что Ле Каррелье «человек вздорный и весьма вредный». Его
спровоцировали на ссору, потому что он проживал не на Гревской площади. И вот в
один прекрасный день ему пришлось говорить «спасибо» своему конкуренту,
«испрашивать прощения» прямо в ратуше. Для того чтобы сцена прощения прошла как
полагается, ему даже пришлось «отступиться» от выкрикнутых им оскорблений.
Однако сумму штрафа в двадцать су тут же низвели до пяти су, потому что Ле
Каррелье был беден. На таком мелком паразитизме, от которого кормились
некоторые парижане в ущерб разрушаемой всеми сообща торговле, много заработать
было невозможно.
Впрочем, иногда торговцам удавалось восторжествовать над деятельностью
некоторых совсем уж ненужных посредников. Например, торговцы дровами
пользовались и даже злоупотребляли своей привилегией самим разгружать ежедневно
определенное количество дров. «Присяжного считальщика и меряльщика дров»
следовало нанимать для большого количества дров, а не для двух-трех поленьев.
Однако в феврале 1459 года считальщики пожаловались, что торговцы толкуют это
правило малого числа в свою пользу: берут «некоторое большое число компаньонов
и каждый из них несет пять-шесть поленьев на шее и на крюках», и в результате
судно оказывается разгруженным прежде, чем стоявший с дровяной мерой в руке
дежурный считальщик успевает что-либо измерить. Другими словами, торговцы
прилагали все усилия, чтобы обмануть присяжных, обязательных и дорогостоящих
посредников.
Поэтому взаимопомощь при разгрузке оказалась под запретом. На сей счет у
торговцев был неотразимый аргумент: мошенничество причиняет ущерб общественному
благу. Коль скоро количество принесенного таким способом на рынок товара
невозможно измерить, то невозможно контролировать и цены.
Постепенно в этой коллективной борьбе против конкуренции стали обнаруживаться
признаки мальтузианства. Экономическое общество замыкалось в себе. Горе
опоздавшему. Ушли в прошлое времена, когда в мир лавок и мастерских можно было
проникнуть благодаря лишь таланту и настойчивости. В деловых кругах боялись
риска, ненавидели новичков и инициативных людей и проводили политику: Париж —
парижанам, а лавки — лавочникам.
Перед честолюбивыми людьми воздвигались барьеры, причем тем более строгие, чем
ниже находился уровень коммерческой либо ремесленнической деятельности. Ведь
никакое коллективное давление, никакая регламентация не в состоянии помешать
самому лучшему ювелиру набрать большое количество заказов от прелатов и принцев,
а модному художнику — заказов на портреты и запрестольные образа. И каким бы
примитивным ни было предпринимательство, деловые круги еще не совсем забыли
времена, когда — всего полвека назад — генуэзцы и луккийцы диктовали свои
законы. Правда, у тех были офранцуженные имена. Дино Рапонди, доверенное лицо
герцога Бургундского, превратился тогда в Дина Рапонда, а у семейства
Бурламакки фамилия стала звучать Бурлама. Однако ассимиляция оказалась все же
неполной, что подтвердил их поспешный отъезд в момент кризиса. На парижском
рынке простой расчетной операции было недостаточно ни для того, чтобы получить
заказанные где-нибудь на Востоке товары, ни для того, чтобы перевести деньги
куда-нибудь во Флоренцию или в Брюгге. Талант и связи небезуспешно играли тогда
против равенства. Они продолжали играть свою роль и в описываемый нами период.
Однако законы, действовавшие в сфере торговли, изменились. В мире, где на
вершине оказались трикотажники, можно было довольно легко перекрыть пути
излишне предприимчивым кандидатам. От их отсутствия не страдали ни рынок, ни
клиентура.
Везде, начиная от рукоделен под открытым небом и кончая торговыми рядами,
буржуазия дружно сковывала действия «коробейников» и препятствовала возвышению
людей, получавших зарплату, — в обоих случаях проявлялась одна и та же
закономерность. Нужно было держать оборону на флангах и опережать удары снизу.
Уставы ремесленников ограничивали количество учеников и тем самым укрепляли
власть мастера над своими собственными учениками. Таким способом снижалось
напряжение, которое от развязывания инициативы непременно бы усилилось.
Приобретение статуса мастера все больше затруднялось, а связанные с этим траты
делали подобную возможность для человека, не являвшегося сыном мастера, все
более иллюзорной.
Впрочем, случалось, что небольшими предприятиями вполне успешно управляли
|
|