|
Парижской Богоматери, принадлежавшему к королевской судейской знати. Имел ли
Гийом де Вийон в своей библиотеке хотя бы двадцать книг? Были ли у него хотя бы
две мантии? Стоял ли у него дома шкаф для риз?
Хотя инвентаризацию в данном случае произвести невозможно, мир, открывшийся
глазам юного Франсуа де Монкорбье, едва тот переступил порог раннего детства,
разглядеть не так уж трудно: учеба и стихарь магистра Гийома де Вийона,
колокольный звон, звавший на службу и на молитву Пресвятой Богоматери, гомон
входивших в матюренский монастырь школяров, торопливый шаг тех, кто шел к
Сорбонне, и тех, кто спускался к улице Фуарр…
Поверх монастырских стен перед ним открывалась панорама Парижа и вид на улицу
Сен-Жак, занявшую отрезок древней, но навсегда оставшейся в памяти парижан
римской дороги и оказавшуюся главной улицей левого, университетского берега
Сены. Именно на этой улице, между домом «Божья любовь», стоявшим на углу улицы
Сен-Северен, и домом «Серебряная корзина», примыкавшим к иаковитскому монастырю,
он начал потом знакомиться с нравами столичных жителей.
Поначалу он читал Библию для общего развития, «Донат» для усвоения
грамматических правил и «Доктринал» для уточнения унаследованных от родителей
религиозных понятий. То было приобщение к азам. Позже у него появилось
убеждение, что приобретенного им в этой области уже достаточно и что от
избыточных знаний нет никакой пользы. «Донат», решил он, достаточно скучен, и
следовало бы, чтобы уже за одно изучение содержащихся в нем молитв верующий
получал вечное спасение. Дабы посмеяться над тремя ростовщиками, Франсуа Вийон
сделал из этой философии забавную песенку, где перемещались латинские слова с
двойным смыслом. Слово «честь», взятое из католической молитвы во славу Девы
Марии, одновременно оказывается названием не столь давно учрежденной английским
королем Генрихом VI и еще встречавшейся в обиходе монеты. Поэт выражает горечь
человека, получившего кое-какое образование, но все же оставшегося обездоленным.
Так пусть поможет им в ученье
Мэтр Пьер Ришье. Но надо знать:
«Донат» для них — одно мученье!
Как дательный падеж понять
Тому, кто не привык давать?
У них и так ума палата,
Коль научились повторять:
«Тебе и честь и слава, злато!» [29]
Три жадных ростовщика ничему не научились, если не считать песни во славу
золота. А от учебы богаче не становишься.
ГЛАВА V. И измениться захотелось мне…
ТОВАР
Война закончилась. Французы забыли недавно мучивший их страх: страх смерти,
страх разорения, страх перед завтрашним днем. У людей стала проявляться деловая
активность. Они начали строить, организовывать, рисковать, творить.
Что мог предпринять в такое время юный парижанин, желающий разбогатеть?
Заняться работой? В момент подведения личных итогов поэт, поменяв местами
элементы причинно-следственной пары, выразил следующую мысль: работать можно
лишь тогда, когда у тебя не пустой желудок. В этом мире все является иллюзией и
противоречием, но вот что касается голода, то он вполне реален.
Работать может лишь несытый,
Придет на помощь только враг,
Надежен сторож непросыпный ,
Кто сено не жует — чудак [30] .
Это вопрос «Зачем?», сформулированный бедняком. А ведь можно подумать, что для
школяра, проживавшего почти в самой церкви Святого Бенедикта, путь к успеху был
обеспечен. Путь к обильно сервированному столу, к отороченной беличьим мехом
шапочке, к просторному собственному дому. В возрождавшемся от лихолетья Париже
полет фантазии честолюбцев не сковывался ничем.
Некоторые из них, естественно, выбирали «товар». Однако пора в этом отношении
была для столицы не из легких. Руан обретал экономическую независимость,
|
|