|
и приставляемых к главному в зависимости от количества гостей. Рассаживались
приглашенные на двух-трех скамейках — причем у одной из них могла быть спинка —
с обитыми шелком или шерстью сиденьями, в то время как сам хозяин восседал на
кресле с потемневшими от времени подлокотниками и с высокой, иногда резной
спинкой. Перед камином стоял металлический экран. Для посуды и всего остального
вполне хватало буфета с двумя, тремя или четырьмя дверцами и нескольких
сундуков. Ассортимент находившейся в зале мебели завершал открытый поставец,
подчеркивавший желание хозяина продемонстрировать свою серебряную или оловянную
посуду.
Столовое белье встречалось редко: несколько «рушников» в кухне, несколько
посконных или льняных скатертей для праздничного стола. Верхом роскоши
считались изделия из узорчатой или, как ее называли, «дамасской» льняной ткани.
В спальне роскошь была не столь редка. Ложе состояло из деревянной рамы
кровати, которая покрывалась драпировкой, из тюфяка на тесьмах и из набора
простыней, покрывал и одеял. О богатстве судили по разнообразию шерстяных одеял.
«Покрывало из индийской тафты с подкладкой из зеленого полотна с красной
вышитой розой посредине» — подобную роскошь мог себе позволить Николя де Байе,
но никак не Гийом де Вийон, у которого не было также и сменных матрацев —
шерстяной на зиму и хлопчатобумажный на лето, — что свидетельствовало о
наивысшем комфорте. Однако постель была немыслима без многочисленных перьевых
либо пуховых подушек — спать приходилось почти сидя — и полотняных либо
саржевых занавесок, немыслима без «балдахина и заголовка». На время сна
занавески задергивали, что наравне с ночным колпаком создавало чувство
защищенности и уюта, необходимое не только мирянам, но даже и самым мудрым
церковнослужителям, поскольку внутри дома, как и в других местах, не стихала
коллективная жизнь и человек никогда не оставался в полном одиночестве. Хорошо
было почувствовать себя у себя дома хотя бы в постели.
Интерьер буржуа Жана Жоливе был приблизительно таким же. В центре первого
этажа находилась столовая со столами, скамьями, сундуками. К столовой примыкала
кухня с ларем, где хранились и продукты, и посуда. За столовой находился
кабинет, где тоже стояли скамейки, сундуки и лари, а также «деревянная конторка
с дверцей». С этой же стороны была еще небольшая кладовая с открывающейся в сад
дверью, и в этой кладовой находилась главным образом ненужная в данный момент
мебель.
На первом этаже у Жана Жоливе была спальня, окна которой выходили на улицу
Сен-Жак. Она выглядела достаточно хорошо меблированной: «ложе из дерева с
тесьмой и окаймлением», стол, несколько скамеек, несколько ларей. А роскошь
была представлена «креслом резным со спинкой и с просветами вверху» и «буфетом
с двумя панно и одной дверцей».
Имелся в спальне и платяной шкаф. Рядом находилась маленькая спальня с двумя
кроватями для родственников и друзей, выходившая окнами в сад, а чуть подальше
— еще одна, последняя на этом этаже, с окнами во двор. Над этим этажом
возвышался чердак, а еще выше — самый высокий на этой улице щипец крыши. Запасы
белья хранились в «моечной», располагавшейся в задней части помещения.
И Байе, и Жоливе имели в доме модное в то время белье, посуду и меха — все то,
что выглядело роскошью, доступной лишь зажиточным горожанам. Например, у
каноника было восемнадцать льняных и шесть посконных простыней, одиннадцать
покрывал, включая то уже упомянутое покрывало из индийской тафты, и двенадцать
подушек, в том числе шесть пуховых и шесть перьевых. А для своих кроватей он
располагал девятью шерстяными одеялами, четыре из которых были синие, два белые,
одно зеленое, одно желтое, одно красное, и кроме того, было одно одеяло из
зеленой саржи, старое, но все еще годное к употреблению.
Наиболее роскошным приобретением среднего «хозяина», каковым являлся Николя де
Байе, были ковры для зимы: три ворсистых ковра, на одном из которых были
изображены белые звезды, а другой, красный, был весь усеян желтыми звездами.
Две стены его дома украшали гобелены, на одном из которых была изображена
«история Беатрисы, дочери царя Тира», а на другом, поношенном, — страсти
Христовы и Вознесение.
Как всегда в средневековых инвентаризациях, перечисление предметов одежды
вводит в заблуждение. Одежда тех времен начинает казаться вечной. Коль скоро ее
хранили, то при инвентаризации непременно всегда все учитывали. Если старые
одеяния никому не завещали, это означало, что их уже продали, и в конечном
счете после чьей-нибудь смерти они всегда обнаруживались в каком-нибудь списке.
Похоже, что имевший множество мантий, епанчей, плащей и капюшонов Николя де
Байе давно уже не прикасался ко многим из предметов своей одежды, еще
захламлявших его платяные шкафы. Что не мешало ему менять свой наряд в
зависимости от сезона и дня. Так, для верховой езды он надевал просторный
«суконник», а на ночь нечто вроде шлафрока. При этом учитывалось все:
«…Фиолетовая епанча с беличьим мехом — 40 су.
Фиолетовая епанча, подбитая старым коричневым мехом с длинным ворсом, — 4
ливра 16 су.
Короткая темно-зеленая епанча с черными перьями — 40 су.
Темно— фиолетовая епанча без подкладки -20 су.
Темно— зеленая епанча, подбитая старым беличьим мехом, — 6 ливров.
Темно— фиолетовая епанча, подбитая беличьим мехом, и капюшон с малым чепчиком,
отороченным таким же мехом, — 8 ливров.
Фиолетовый чепрак, подбитый беличьим мехом, — 4 ливра 16 су.
Большая мантия брюссельского красного сукна с разрезами по бокам, подбитая
беличьим мехом, и капюшон с подкладкой из такого же меха — 12 ливров.
Фиолетовая мантия без подкладки — 24 су.
|
|