|
Не исключено, что поэт осмеливался обличать и самого Бога. Во всяком случае,
его смирение свидетельствовало не столько о глубине веры, сколько о признании
собственного бессилия. Судьба склоняется перед всесилием Бога, и вот ее-то,
несправедливую судьбу, человек все же может покритиковать. Она обрушивалась на
великих. Она сыграла не одну злую шутку с могущественными правителями. Она
столь же дурно обращалась с сильными мира сего, как и с несчастным Вийоном, но
разве могла она поступать иначе? Если бы дело было только в ней… Ведь такова же
была Божья воля… Последние строки, где Судьба обращается к поэту, граничат со
святотатством.
Вот Александр, на что уж был велик,
Звезда ему высокая сияла,
Но принял яд и умер в тот же миг;
Царь Альфазар был свергнут с пьедестала,
С вершины славы, — так я поступала!
Авессалом надеялся спроста,
Что убежит, — да только прыть не та -
Я беглеца за волосы схватила;
И Олоферна я же усыпила,
И был Юдифью обезглавлен он…
Так что же ты клянешь меня, мой милый?
Тебе ли на Судьбу роптать, Вийон!
Таким образом, перечислив знаменитые примеры языческой и библейской истории,
снабдив перечень несправедливых кар, низводящих сильных мира сего до уровня
несчастного поэта, троекратно повторенным советом, который в равной мере
является и уроком стоицизма, и уроком христианского смирения, Судьба внезапно с
яростью напоминает, что она всего лишь должница библейского Бога: без него она
поступала бы еще более жестоко. То есть автор как бы обращает внимание на
причастность Бога к творимому ею злу.
Знай, Франсуа, когда б имела силу,
Я б и тебя на части искрошила.
Когда б не Бог и не его закон,
Я б в этом мире только зло творила!
Так не ропщи же на Судьбу, Вийон [18] .
Поэт достаточно хорошо запутал свои следы и мог не опасаться, что какой-нибудь
дотошный богослов возьмет и отправит его за ересь на костер. Однако все поняли,
что Судьба в данном случае — это Бог Вийона, не решавшегося утратить последнюю
надежду.
Он отнюдь не был убежден в справедливости Всевышнего. И хорошо выразил свои
мысли, вспомнив про святую когорту, которая отправилась в ад за Христом: этих
князей неба трудно себе представить в адском пламени. Конечно же, им удалось
избежать наказания. Привилегии существовали испокон веков. А когда речь заходит
о вечности, то тут самая важная привилегия — это чтобы не припекало ягодицы.
В тех же случаях, когда Вийон пытался выразить свое позитивное видение религии,
оно оказывалось весьма наивным. Балладу, посвященную памяти пьянчужки Жана
Котара, можно толковать двояко: и как обвинение в адрес несимпатичного
прокурора, и как эмоциональное оплакивание умершего собутыльника. Однако в ней
содержится также определенное представление о рае и о святых таинствах. Как бы
ни смеялся Вийон, он одновременно просил великих пьяниц — оскандалившегося Ноя,
кровосмесителя Лота и распорядителя пира в Кане, — несмотря на все свои
гнусности оказавшихся в конечном счете в раю, помочь новому собрату.
Отец наш Ной, ты дал нам вина,
Ты, Лот, умел неплохо пить,
Но спьяну — хмель всему причина! -
И с дочерьми мог согрешить;
Ты, вздумавший вина просить
У Иисуса в Кане старой, -
Я вас троих хочу молить
За душу доброго Котара [19] .
Котар, «пристроенный» в раю: если бы не сочиненная Вийоном молитва Богоматери,
то можно было бы подумать, что он был неверующим. Создавалось впечатление, что
поэт вообще не принимал ничего всерьез и смеялся даже над своим собственным
спасением. На самом деле это впечатление было обманчиво, поскольку своим
|
|