|
спасением он все-таки дорожил, причем указывающие на это нотки прослеживаются
от «Большого завещания» до «Баллады повешенных». Однако Вийон верил в Бога, но
не верил в себя. И в тот самый момент, когда играл в прятки со смертью, открыто
говорил о том, что рассчитывает на Богоматерь и на святых ангелов.
Я завещаю первым делом
Заботу о душе своей
Тебе, Мария. В мире целом
Лишь ты от дьявольских когтей
Ее спасешь. Я не грешней
Других, а потому взываю:
О Дева, смилуйся над ней
И приобщи к святому раю! [20]
И, уже видя себя в мыслях повешенным, он продолжал с тем же пылом говорить о
своей надежде:
Простите нас, ведь мы должны предстать
Пред сыном Пресвятой Марии. С нами
Будь милосерден, Господи, и в пламя
Не ввергни нас на бесконечный срок.
Зачем умерших поминать хулами,
Молитесь, чтоб грехи простил нам Бог [21] .
Вийон стремится не оправдаться, а апеллирует к Божьей любви. Он рассчитывает
лишь на милосердие Христа, о чем и говорит в самом начале «Большого завещания»,
совершенно недвусмысленно взывая к «надежды даром наделенному» Богу.
Я, видно, грешен, всех грешней,
И смерть не шлет господь за мною,
Пока грехи души моей
Я в муках жизни не омою.
Но коль раскаюсь я душою
И так приду на Божий суд,
Оправдан буду я судьею
За все, что выстрадано тут [22] .
В качестве единственного своего достоинства он называл отсутствие злобы. Из
Евангелия он запомнил предупреждение: «Не судите, да не судимы будете!»
Ведь не монах я, не судья,
Чтоб у других считать грехи!
У самого дела плохи [23] .
Впрочем, сам он не слишком верил тому, что говорил, и весьма прилично отделал
в своих стихах тех, кто был повинен в его несчастьях. Однако «Баллада
повешенных» возвращает нас к его основному устремлению — Вийон не смел и
надеяться лицезреть Бога в раю, и вся его религиозность сводилась к тому, чтобы
избежать ада.
Христос, господь всего под небесами,
Не дай в удел нам вечный ад с чертями,
Чтоб каждый искупить грехи там мог [24] .
ЗАВЕЩАНИЕ
Важнейшее место в такого рода религии принадлежало завещанию. Приготовленные
заранее либо свежесочиненные «последние» распоряжения являлись завершающим
|
|