Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Жан Фавье - Франсуа Вийон
<<-[Весь Текст]
Страница: из 201
 <<-
 
ЦЕЛЕСТИНСКИЕ МОНАХИ

 Вернемся, однако, к реке. Пройдем по анфиладе каналов и понтонов, составлявших 
на пространстве от Гревской площади до королевских садов вокруг замка 
«Сен-Поль» сложный и престижный комплекс Гревского порта — винный порт, 
зерновой порт, угольный порт и т. д. — и его многочисленных «дворов», 
являвшихся складами под открытым небом. Продолжим наш путь, обойдя маленькую 
крепость, называвшуюся башней Барбо и образовывавшую на самом берегу опору 
пояса укреплений Карла V. Там же, возвышаясь над первыми четырехугольными 
башнями этого пояса, вверх устремлялись высокие стены и колокольня 
Целестинского монастыря.
 В ту пору итальянский орден целестинцев отпраздновал уже сотую годовщину 
пребывания в своей парижской резиденции. Официально дом ордена был посвящен 
Богоматери Благовещения, но все называли его просто «Целестинцами». Никто при 
этом и не вспоминал, что таким образом воздавались почести Пьетро Морроне, 
святому отшельнику из Абруцци, который как-то оказался даже на папском престоле,
 поцарствовал там под именем Целестина V в течение пяти месяцев, а потом 
отрекся и обрел в этом отречении и в уединении покой, из которого его было 
вывела неуместная слава. Данте изобразил его трусом, человеком, «отказавшимся 
по слабости воли своей», а Клемент V его канонизировал. Впоследствии память об 
отшельнике, однажды заблудившемся в лабиринтах ватиканской политики, несколько 
стерлась, но зато остался Целестинский монастырь…
 Карл V, последний король династии Валуа, оставивший на столице отпечаток своей 
личности, щедро одарил этот монастырь, из-за чего тот стал походить на 
королевский дворец. У самого портала посетителя встречали высокие статуи Карла 
V и Жанны Бурбонской, наиболее крупные скульптуры, изображающие королей, — они 
сейчас находятся в Лувре, — до того как в более поздние века научились отливать 
из бронзы большие конные статуи.
 Представители аристократии, принцы и великие бароны, нередко высказывали 
пожелания быть похороненными в Целестинском монастыре, причем в этом, равно как 
и во многом другом, на них стремились походить аристократия мантии и 
аристократия Гревской площади. В Целестинском монастыре покоится, например, под 
изображающей ее статуей из белого мрамора герцогиня Бедфордская Анна 
Бургундская. Под одним памятником там погребено сердце Карла VI, еще под одним 
— сердце Изабеллы Баварской. Герцоги Орлеанские выбрали этот монастырь для того,
 чтобы построить там часовню, которая должна была стать для них такой же 
усыпальницей, какой для царствующей династии являлась церковь аббатства 
Сен-Дени. Там находится могила сраженного при воротах Барбет герцога Людовика, 
а также могила его жены Валентины Висконти, расположенная рядом с могилой их 
младшего сына Филиппа. Герцог Карл, стремившийся в описываемую эпоху с помощью 
поэзии забыть про двадцать пять лет плена, проведенные под английским небом, в 
1466 году присоединился к родителям и брату. Однако там можно встретить и 
кардиналов вроде Жана де Дорманса, епископов вроде бывшего глашатая бургундской 
партии Жана Канара, а также бывшего советника в парламенте Карла VI Жермена 
Пайяра. Там же находятся и представители старинной парижской буржуазии, 
именитые граждане эпохи первых Валуа: семейство Марсель, семейство Кокатрикс, 
семейство Люилье. Потом к ним присоединились и состоятельные парижане, жившие 
во времена Вийона: в обители целестинцев нашли вечный приют Бюро, Бюде и многие 
другие.
 О Целестинском монастыре вспоминали сразу, едва возникала потребность с 
помощью достойного мертвых и живых погребения продемонстрировать размеры 
состояния того или иного буржуазного рода. Соперничать с ним пыталась лишь одна 
церковь: Сент-Катрин-дю-Валь-дез-Эколье. Однако для большинства парижан 
Целестинский монастырь был прежде всего «городским» монастырем, принадлежавшим 
тому Городу, обитатели которого редко переходили на другую сторону реки и не 
наносили университетские высоты на карту своих повседневных вероисповеданий.
 То есть в том квартале, где никому не приходило в голову сравнивать маленькую 
настоятельскую церковь святой Катерины и просторный неф Целестинского монастыря,
 в том мире, который жил и трудился между улицей Сен-Дени и Бастилией, все 
говорили просто «монастырь». Другого там не было.



   У нас в монастыре изображенье ада
   И свежих райских птиц мой бедный взор влечет  [12]  .



 Так что это именно в Целестинском монастыре смотрела с беспокойством на ад и с 
радостью на рай мать Франсуа Вийона. В 1430-х годах их видел также и Гильберт 
де Мец:
 «В Целестинском монастыре на отдельных хорах нарисованы и рай, и ад вместе с 
другими изображениями. А также перед хорами церкви на одном из алтарей 
нарисован образ Богоматери, выполненный в высшей степени искусно».
 «Отдельные» хоры — это один из приделов, один из тех приделов, где меценат 
преисполнялся особой набожностью, особой верностью покойникам и гордостью за 
собственную семью. Старушка укрепляла свою веру перед картиной, заказанной 
кем-нибудь из сильных мира сего или просто разбогатевшим торговцем. Она 
смотрела на ад с кипящими в нем грешниками, на рай с играющими в нем на арфе и 
на лютне ангелами. Потом поворачивалась к алтарю, возвышающемуся перед тем, что 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 201
 <<-