Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Кэтрин Дюпре - Джон Голсуорси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-
 
ноябрю и быстро отправил рукопись Эдварду Гарнету, который не замедлил 
провозгласить, что это шедевр: «Это великолепно! Примите мои поздравления. В 
художественном отношении «Усадьба» – огромный шаг вперед. По-моему, это 
произошло в основном из-за того, что автор относится к своим героям с большим 
сочувствием, справедливее, чем к героям «Собственника». И Ваш стиль просто 
блестящий! На многих страницах Вы превзошли самого себя. Особенно мне нравится 
романтическая направленность многих глав книги. Вашему взгляду на жизнь присуща 
поэзия, которая веет со страниц романа, как свежий ветер в открытое окно.
 ...В целом, мой дорогой друг, ни одно из Ваших произведений не было для меня 
таким убедительным. Вы избавились от назидательного тона и достигли 
совершенства в изображении жизни такой, какая она есть. Меня восхищает Ваш язык.

 Еще раз тысяча поздравлений. Этой книге суждена долгая жизнь».
 Критических замечаний было очень мало, и, избежав мучительных месяцев 
переработки, которые Голсуорси пришлось пережить с предыдущим романом, он 
отправил рукопись «Усадьбы» прямо издателю. Она вышла в свет 2 марта 1907 года 
в издательстве «Хайнеман», в том же месяце были напечатаны еще два тиража и еще 
один – в апреле.
 В целом роман был принят очень хорошо, однако в письмах друзей было высказано 
больше критических замечаний и меньше энтузиазма, чем в отзыве Гарнета. 
Герберту Уэллсу роман не понравился: «Мне кажется, что в драматургии Вы сильнее,
 чем в прозе. Там Вы, ничего не приукрашивая и не опуская, проникаете в самую 
суть вещей. Кроме того, здесь Вы сузили свой кругозор. Вы смотрите на вещи с 
точки зрения очень небольшого круга людей. К тому же мне недостает Вашей иронии.
..» А У. В. Льюкас, хотя книга ему понравилась, считает ее «не такой 
замечательной», как «Собственник»: «Но общая атмосфера в ней чище, и я не 
сомневаюсь, что она будет лучше раскупаться». Очень характерно письмо от 
Арнольда Беннетта: «Вы один из самых жестоких писателей, которые когда-либо 
писали по-английски. Я не отступлю от своего мнения даже под угрозой смерти. Не 
знаю, что заставило меня перечитать роман второй раз, наверное, желание 
заглянуть в Ваше будущее... Ваша книга вызывает у меня неописуемый восторг, и 
это меня ужасно «интригует»... Но у меня есть серьезные возражения относительно 
Вашего отношения к главным героям».
 У самого Голсуорси тоже были сомнения по поводу новой книги. «Гарнет 
утверждает, что это лучшее мое произведение. Не знаю, можно ли ему верить. 
Хотелось бы, но не могу». Несмотря на шумный прием этой книги и будущие успехи, 
возможно, уже тогда Голсуорси сомневался, не достиг ли он вершины своего 
творчества и сумеет ли он когда-нибудь создать нечто такое, что действительно 
будет шагом вперед.
 Что бы там ни думал Гарнет, «Усадьба», несомненно, была слабее предыдущей 
книги Голсуорси. Главным в «Собственнике» было то, что он нес в себе, как это 
бывает с великими книгами, новый мир, занявший свое место среди других 
«литературных миров», – мир Форсайтов. Голсуорси создал оригинальную картину, 
может быть, не столь проникновенную и менее трогательную, чем у Гарди или у 
сестер Бронте, более созвучную произведениям Джейн Остин или Троллопа [65] , 
причем у него та же социальная прослойка рассматривается под определенным 
ракурсом – писателя, тяготеющего к сатире. В «Собственнике» угол зрения был 
избран правильно, он не был чрезмерно острым, чтобы не насторожить читателя, и 
не настолько расплывчатым, как это произошло в последних романах о Форсайтах, 
что сделало их спокойно-повествовательными.
 «Усадьба» – роман хороший, но не исключительный по своим достоинствам. Семья 
деревенских помещиков Пендайсов (похожая на семью матери Голсуорси) принадлежит 
к категории людей, которых Голсуорси знает хуже, чем процветающих городских 
жителей – Форсайтов. В книге есть безусловные удачи, например, миссис Пендайс 
(прообразом которой отчасти послужила мать Голсуорси) изображена прекрасно и с 
большим чувством, да и в целом этот роман очень хорош и завоевывает симпатию 
читателей. Написан он весьма профессионально, по своим художественным 
достоинствам вполне сопоставим с «Собственником». Но писатели всегда ожидают, 
что их новая книга будет лучше предыдущей, и бывают очень разочарованы, если 
этого не происходит.
 В определенной мере «Усадьба» была для сельской местности тем, чем 
«Собственник» – для города. В обоих романах похожая драматическая ситуация: сын 
Пендайсов Джордж полюбил замужнюю женщину Элин Белью, это вызывает скандал, и 
суть романа составляет изображение реакции окружающих на происходящее. Пендайсы 
настолько сжились со своим родовым поместьем, переходящим по наследству из 
поколения в поколение, что ощущают себя владельцами мини-королевства, больше 
всего на свете не любят перемен, они упрямы и тверды в своем решении следовать 
традициям прошлого. Такое отношение к жизни Голсуорси довольно раздраженно 
называет «пендайсицитом».
 Настойчивое желание Голсуорси писать о положении женщины, состоящей в 
несчастном браке, было источником как его успехов, так и неудач. Именно эта 
тема помогла роману «Собственник» стать значительным произведением, но в то же 
время постоянное обращение Голсуорси к ней наносило его творчеству непоправимый 
ущерб; другие же темы писатель не мог разрабатывать столь же плодотворно.
 Но, несмотря на сходные сюжеты, романы совершенно различны по внутренней 
атмосфере и темпу развития событий. «Усадьба» написана в более мягких и 
сглаженных тонах, в ней ощутима почти ностальгическая любовь к деревенской 
жизни. Ведь Голсуорси очень любил такой образ жизни, и он с удовольствием сам 
бы так жил, если бы его совесть и Ада не диктовали ему свои условия. Описания 
ипподрома и охотничьих угодий в романе «Усадьба» принадлежат человеку, который 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-