|
неба над Англией. Она испытывала могучую тягу к солнцу, к тем краям, где глаз
радуется ярким краскам, где кажется, что жизнь кипит в полную силу». А вот что
мы узнаем о ее характере: «Она и пальцем не пошевелит, чтобы добиться чьего-то
расположения или восхищения, а все же без должного внимания она увянет, как
цветок без воды». Или: «Джослин выслушивала собеседника с таким участием и была
настолько лишена ложной стыдливости, что ей поневоле рассказывали о себе почти
все». Как Ада или Ирэн из «Собственника», Джослин была увлечена музыкой, и игра
на фортепиано доставляла ей огромное удовольствие: «Она (Джослин) много играла
для самой себя, но вдруг поняла, что ей недостает серьезного лица Жиля,
смотревшего на нее, и его привычки, подойдя сзади и тронув ее за плечо,
сказать: «Сыграйте это еще раз»».
До конца своих дней, работая над новыми произведениями у себя в Лондоне или в
загородных домах в Манатоне и Бери, Голсуорси нуждался в том, чтобы Ада
«сыграла это еще раз». Музыка стала неотъемлемой частью их совместной жизни.
Конфликт в романе «Джослин» не разрешен, битва за Аду еще не выиграна. К
моменту окончания «Собственника» все было закончено; Босини не пришлось
отбивать Ирэн у Сомса – она уже была если не формально, то в душе независима.
Но Джослин и Жиль находились в разладе с собственной совестью, роман полон боли,
вызванной их внутренней борьбой. «Инстинкт призывал его биться за свое счастье,
вопреки боли и гонениям; ее – сложив руки на груди, ожидать решения своей
участи». Судьба поставила их – Аду и Джона, Джослин и Жиля – в ужасное
положение: двое подчиняющихся общепринятым условностям людей из-за своего
чувства, из-за убежденности в том, что они имеют право на это чувство,
вынуждены начать по-новому воспринимать и самих себя, и те моральные ценности,
на которых они были воспитаны. Но это способствовало созреванию
Голсуорси-писателя. «Зло крылось не в тех неприятностях, которые он причинил
любимой женщине, и не в его преступном нежелании исправить содеянное, а
значительно глубже – в сути его характера и в отсутствии силы воли, – он
чувствовал, что именно это доставляет ему страдания и будет доставлять их
всегда». Поняв это, Голсуорси принялся исследовать глубины собственной души.
Для него это было несколько необычным занятием: он не являлся человеком,
склонным к самокопанию, к тому же терпеть не мог жалеть себя. В центре
большинства его книг находится реальная жизнь – страдания узников, отверженных,
несчастных в браке женщин (не мужчин, заметьте, – Жиль в своем роде уникален) и,
конечно же, животных – но никогда его собственные переживания. Роман «Джослин»
интересен тем, что в нем Голсуорси как бы исследует собственные страдания,
старается изучить их природу, подвергает критическому анализу самого себя. В
последующих книгах этого уже нет, он переходит от субъективного изложения к
объективному: Шелтон из «Острова фарисеев» – это Голсуорси, но, в отличие от
Джослин, он уже не мучается от собственной боли, он, скорее, наблюдает чужие
страдания, чем страдает сам.
Когда Джослин настигает Жиля в Сингапуре, их новые взгляды определены
обстоятельствами, а не внутренней убежденностью. Как говорит Джослин один из
персонажей романа – Нильсен: «В соответствии с законами морали каждому мужчине
и женщине определено его место, и они, как и всякая тварь божья, в конце концов
его находят». Они действительно «в конце концов его находят», но все еще очень
неспокойны и неуверены в себе.
Критики прохладно приняли роман «Джослин», лишь «Сатердей ревью» дала ему
положительную оценку, отметив, что роман «выделяется из общего потока
литературы» и что его автору присущи «проницательность и юмор, хотя он не умеет
строить сюжет». Конрад, который всегда был склонен переоценивать работы своего
друга, пишет Голсуорси: «Эта книга хороша. И вдохновляет», – хотя год спустя в
письме своему польскому родственнику он замечает: «Не могу назвать этот роман
значительным, хотя его автор – человек очень приятный и добрый». В домашней
обстановке Конрад называл Голсуорси «бедный Джек», потому что тот был очень
озабочен ходом своей работы, а Форд Медокс не без оснований добавлял: «В те дни
дело продвигалось туговато».
Глава 9
СИНДЖОН СТАНОВИТСЯ ГОЛСУОРСИ
Еще две книги – «Вилла Рубейн» и «Человек из Девона» первоначально были
опубликованы под псевдонимом Джон Синджон, хотя в отличие от своих
предшественниц переиздавались они под именем Джона Голсуорси.
В предисловии к «манатонскому» собранию сочинений в 1921 году Голсуорси писал,
что в то время в его творчестве произошли заметные изменения, то, что мы
сегодня назвали бы «переломом». Он не только начинает постигать основы «техники
писательского мастерства», но и (что имеет гораздо большее значение) впервые
ощущает «единство наблюдателя с тем, что он наблюдает».
У писателя часто происходит сдвиг в его творчестве, не заметный для рядового
читателя. Автор чувствует, что переступил определенный рубеж, преодолел важное
препятствие, в то время как посторонний замечает лишь некий прогресс,
констатируя при этом, что писатель, выиграв в одном, в другом проиграл. Так же
было и с Голсуорси. «Вилла Рубейн» была наиболее удачным произведением из всех,
созданных Голсуорси к тому моменту. Она написана отличным языком, прекрасно
читается. Опубликованная в 1900 году, «Вилла Рубейн» имела гораздо больший
|
|