Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Разные материалы :: Ч. ДАНН - ПОВСЕДНЕЙМЯ ЖИЗНЬ в старой ЯПОНИИ
 [Весь Текст]
Страница: из 95
 <<-
 
Ч. ДАНН
ПОВСЕДНЕЙМЯ ЖИЗНЬ
в старой ЯПОНИИ

Издательский До.и "
Москва 1997
Повседневная жизнь в старой Японии
Почти два с половиной столетия Япония была зак-
рыта от внешнего мира. Под властью сегунов Току-
гава общество было разделено на четыре сословия:
самураи (хорошо известные читателю по изданному
в России роману Д. Клавела "Сёгун"), крестьяне,
ремесленники, купцы и торговцы.
В этой книге вы найдете подробное увлекательное
описание жизни каждого из сословий, а также по-
знакомитесь с бытом Императорского двора, синто-
истских и буддийских священнослужителей, акте-
ров и парий. Это - красочный портрет сложного, иног-
да жестокого, японского общества эпохи Токугава.
Серия выходит под общей редакцией
И. С. Лисевича
ISBN 5-88739-029-8
ИД "МУРАВЕЙ", 1997
G.J.DUNN
Everyday Life in
TRADITIONAL
JAPAN
1972
Перевод М. А. Глуховой
Под редакцией
E. К. Симоновой-Гудзенко

Содержание
Страна в изоляции 5
Самураи 20
Крестьяне 72
Ремесленники 120
Купцы 139
Придворные, священнослужители,
врачи и творческая интеллигенция 173
Актеры и парии 195
Повседневная жизнь в Эдо 208
__

СТРАНА В ИЗОЛЯЦИИ
Япония расположена на четырех больших и
множестве малых островов. Самый северный ост-
ров - Хоккайдо в древности был малонаселенным
и не имел для экономики страны существенного
значения. К югу от него раскинулся главный ост-
ров - Хонсю, занимающий площадь большую, чем
Великобритания. Еще южнее находятся острова
Кюсю и Сикоку.
Климат в Японии субтропический, муссонный,
на севере - умеренный. На всей территории, за
исключением острова Хоккайдо, бывают два пе-
риода ливневых муссонных дождей - в июне и с
конца июля до середины сентября. Объясняется
это тем, что Япония, особенно ее южные районы,
лежат на пути прохождения тихоокеанских тай-
фунов, которые приносят с собой сильные ветры,
штормы, большие приливные волны. Но, очевид-
но, этих бедствий оказалось недостаточно, и Япо-
ния попала в вулканический пояс тихоокеанского
бассейна. Действующие вулканы находятся в сто-
роне от густонаселенных районов, поэтому послед-
ствия извержений, за некоторыми исключениями,
не такие значительные, а вот подземные толчки
регистрируются довольно часто.
Япония находится в тропических широтах, и дли-
на светового дня почти не меняется в течение года.
Теплый и влажный климат в сочетании с плодо-
родными почвами во многих сельскохозяйствен-
ных районах помогает японцам выращивать хоро-
шие урожаи. Зима здесь холодная, ветры дуют из
Сибири, а лето - жаркое, ветры со стороны Тихо-
го океана. Прежде чем обрушиться на гористую
часть побережья Японии, холодные зимние ветры
пересекают Японское море. Насыщенные морской
влагой, они несут с собой сильные снегопады: дома
бывают завалены снегом по самые крыши. В древ-
ней Японии жилье строилось из дерева. И хотя кедр
и другие прочные породы деревьев, росших на гор-
ных склонах, не требовали покраски, они очень лег-
ко воспламенялись. Это и было причиной пожаров,
от которых при сильном ветре страдали целые де-
ревни и городские кварталы. С другой стороны во
время землетрясений деревянные дома подверга-
лись меньшим разрушениям, чем каменные.
НАСЕЛЕНИЕ
Так же как и народы, населяющие азиатское
побережье Тихого океана, современных японцев
относят к монголоидной расе, но в ее истоках про-
сматривается несколько различных этнических
групп. Скорее всего, Японию населяют потомки
этнического смешения, образовавшегося из пер-
вопоселенцев Кореи, Китая, и островов Тихого оке-
ана, а также островов Рюкю. Кроме того, существу-
ют свидетельства того, что некоторые элементы
японской культуры были привнесены с юга, напри-
мер, японская архитектура, которая напоминает ар-
хитектуру полинезийцев.
Японский язык по своей структуре во многом
схож с корейским и монгольским языками, но не
имеет общего с ними происхождения. Единствен-
ным самым близким к японскому является язык,
на котором говорит население островов Рюкю.
Когда-то в стране проживала единственная чуж-
дая японцам этническая группа - айны, ныне вы-
тесненные на север Хоккайдо. Айны, не знавшие
вторжений и создавшие культуру, существующую
около 2000 лет, ушли из основной части Японии
до XVII в. и только некоторые топонимы, такие
как Фудзи, напоминают об их древнем и широком
распространении до того, как они были изгнаны
своими преемниками.
Традиционная японская религия называется син-
то, "путь богов". Синто включает в себя такие
ранние формы религии, как шаманство, извест-
ное многим народам Северной Азии, а также ани-
мистические верования, в соответствии с которы-
ми поклоняются деревьям, скалам, а иногда горам
и островам. Главным здесь является комплекс кре-
ационных легенд, включающих сюжеты о боже-
ственном происхождении членов Императорской
семьи.
Важная часть религии синто связана с урожа-
ем, плодородием, рисовым вином, праздниками.
Синто - это религия, провозглашающая чистоту,
отрицающая любую развращенность, которая
предпочитает не задумываться о смерти. С другой
стороны, буддизм, который пришел в Японию из
Китая через Корею примерно полторы тысячи лет
назад, принес с собой, наряду с уникальными эле-
ментами китайской цивилизации и высоким уров-
нем развития искусств иной взгляд на мир, стрем-
ление уйти от мирской жизни, интерес к загроб-
ной жизни и принятие смерти, как таковой.
На протяжении многих столетий две эти рели-
гии - буддизм и синто, сосуществовали, дополняя
друг друга, имели общих богов, несмотря на то,
что духовенство с обеих сторон и места поклоне-
ния (буддийские храмы и синтоистские святили-
ща) сохраняли свою самостоятельность. Именно
эти две религии служили и сейчас служат осно-
вой социальной жизни в Японии. Но они только
лежат в основе, а не отождествляются с моралью
общества. Общественная мораль издревле опира-
лась на вековые принципы, взятые в основном из
конфуцианства. Правила поведения строились на
жесткой системе подчинения, в соответствии с ко-
торой господина почитали более семьи, родителей
- более остальных членов семьи и детей, не говоря
уже о беспрекословном подчинении властям. Здра-
вый смысл и умеренность во всем считались луч-
шими человеческими качествами, в то время как
проявление любой экстравагантности, будь то в
одежде или поведении, выглядело предосудитель-
ным. Такие взгляды сохраняются среди японцев,
и сегодня, наверно, только деньги не являются
предметом порицания, и японцы с удовольствием
демонстрируют свою лояльность по отношению к
своим нанимателям и своей стране.
8
КОНЕЦ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Начиная с XII столетия власть из рук Императо-
ра и его придворных перешла в руки военных
властителей, и с этого времени в Японии шли граж-
данские войны. Столкновения происходили меж-
ду воинствующими кланами и фракциями, иногда
в войне участвовал сам Император, который пы-
тался восстановить утраченную власть. Эти вой-
ны мешали развитию торговли, были постоянной
угрозой урожаю и истощали население страны.
Заметим, что и в это время создавались книги, но,
в основном, они сосредотачивались в кругах, при-
ближенных к Императорскому дому и в больших
религиозных центрах. Именно в этот период по-
явились театр Но, чайная церемония со всеми ее
атрибутами, развитие поэзии привело к рождению
17-слогового хайку, но все это происходило внут-
ри немногочисленных аристократических и рели-
гиозных кругов.
К середине XVI века, несмотря на то, что волне-
ния затихали и вспыхивали вновь еще целых 50
лет, обстановка в стране начала стабилизировать-
ся, понемногу стали развиваться торговля и ис-
кусство. В 1573 году власть в Японии фактически
перешла в руки одного человека, Ода Нобунага.
Он был человеком вспыльчивым и жестоким. На-
пример, сжег целый комплекс храмов и монастыр-
ских построек вместе с их обитателями, посколь-
ку это было частью его плана по отстранению от
власти буддийских священнослужителей, представ-
лявших серьезную деструктивную силу в стране
во все предыдущие годы. Ода Нобунага был боль-
шим поклонником искусств. В 1582 году Ода Но-
бунага был убит одним из своих командиров, ко-
торого он оскорбил и унизил. Произошло это в
монастыре, где остановился Ода Нобунага. Он под-
вергся нападению именно в тот момент, когда
танцевал, принимая участие в пьесе Но. Его пре-
емник, Тоётоми Хидэёси, продолжил объединение
Японии и был почти также знаменит, прославив-
шись своими великолепными балами во время цве-
тения вишни и умелым правлением страной, а так-
же неудачным походом в Корею.
В ходе войн приверженцы Императорского дво-
ра постепенно рассеялись по всей стране, причем
менее всего они проживали в столице, (которая
тогда называлась Киото), поэтому и грандиозные
ежегодные праздники, которые проводили при-
дворные, прекратились. Но праздники начали воз-
рождаться горожанами, они с удовольствием уча-
ствовали в этих веселых церемониях. Пример тому
- июльский праздник Гион, во время которого по
улицам Киото до сих пор разъезжают колесницы.
Вскоре появились и распространились по всей
стране новые развлечения: например, танцы фурю.
Эти танцевальные праздники часто совпадали с
буддийским праздником Бон, проводившемся в раз-
гар лета, когда души умерших возвращаются на
землю, и их нужно развлекать танцами и пением.
10
Во время этих праздников участники надевали мас-
карадные костюмы и бальные платья, люди танце-
вали прямо на улице. Женская мода настолько уп-
ростилась, что перестала стеснять движения, а
ткани стали более элегантными, особенно у жен
купцов.
В эти времена велась оживленная торговля с
внешним миром. В 1543 году первые европейцы, а
именно португальцы, высадились на острове Та-
нэгасима, расположенном к югу от острова Кюсю.
В 1549 году сюда прибывает Фрэнсис Ксавье - ка-
толический миссионер. Его миссия была настоль-
ко успешной, что вскоре иезуиты имели факти-
ческий контроль над городом Нагасаки, и откры-
ли церкви даже в Киото и Осаке. Христианство
распространялось так быстро, что стало модно ис-
пользовать христианские мотивы в декоративном
искусстве. В большой моде были карнавальные оде-
яния во время танцевальных фестивалей фурю,
особенно национальные костюмы и головные убо-
ры других народов. В зверинцах показывали за-
морских животных, в Киото и повсюду на рынках
и ярмарках давали веселые представления, куколь-
ные спектакли и жестокие трагедии. Хотя у крес-
тьян было немного поводов для веселья, все-таки
устойчивое правление, дух национального едине-
ния, который возникал отчасти из-за контакта с
иностранцами и в ответ на угрозу национальной
безопасности из-за их присутствия в стране, вели
к демократизации общественной морали. Ширмы,
11
которые были характерным предметом убранства
дома именно в это время, часто расписывали сце-
нами из городской жизни, оживленной и веселой.
Все развлечения и праздники, которые проводи-
лись в XVII столетии, стали предшественниками
живых театрализованных представлений, так лю-
бимых японцами. Но после смерти Хидэёси в 1598
году и поражения его сына в 1615 году, дух нации
постепенно меняется под влиянием пуританско-
го, холодного, расчетливого правления дома Току-
гава, все жестче забирающего власть в свои руки.
Уменьшалось влияние иностранцев в стране, а го-
нения на христиан, начатые еще при Хидэёси, все
усиливались. Большое восстание христиан, про-
исшедшее в Симабаре, недалеко от Нагасаки, было
подавлено в 1637. году, и власти сделали все воз-
можное, чтобы ликвидировать христианство, при-
чем по причинам скорее политическим, а не рели-
гиозным. В то же время в стране начинает прово-
диться политика изоляции, целью которой было
избежать любого иностранного влияния, которое
могло бы привести к нарушению мира и спокой-
ствия внутри страны. Все японцы, находившиеся
за границей, были ли они заняты торговлей со стра-
нами Юго-Восточной Азии, или временно прожи-
вали на острове Ява, были отрезаны от родины.
Единственная связь с внешним миром осуществ-
лялась через небольшие голландское и китайское
представительства в Нагасаки, находившиеся под
строгим контролем правительства. Большая часть
иностранцев были выдворены из страны. Полити-
12
ка изоляции усугублялась и запретом на построй-
ку океанских кораблей, и запретом для японцев
выезжать за пределы страны.
Такая ситуация сохранялась до 1853 года, когда
корабли коммодора Перри бросили якоря в зали-
ве Эдо. Это заставило правительство открыть не-
сколько портов, в Японии снова начали появлять-
ся иностранцы. Власть дома Токугава длилась еще
только 15 лет, в течение которых страна была ох-
вачена непрекращающимися волнениями. Нако-
нец, власть в стране перешла к молодому Импера-
тору и его сподвижникам. Новые веяния напол-
нили страну, приходил конец феодализму старой
Японии.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1603 ГОДА
Описание повседневной жизни в старой Японии
было бы делом очень трудным или совсем невоз-
можным без знания того, что представляло собой
правительство страны, а для этого необходимо
разобраться в том положении, которое занимал дом
Токугава. Основатель этого клана, Токугава Иэясу,
человек выдающихся, если не гениальных, способ-
ностей, был сподвижником своих предшественни-
ков Нобунага и Хидэёси. При Хидэёси он правил
в Восточной Японии, имея крепость в г. Эдо (со-
временный Токио). Официально став сегуном в
1603 году, резиденцией нового правительства он
выбрал г. Эдо, отчасти потому,что хотел окружить
себя своими сторонниками, а отчасти из-за того,
13
что, подобно многим прежним военачальникам,
полагал, что сама атмосфера столицы Киото с ее
вычурностью, поклонением изящным искусствам
будет только развращать его окружение.
С гибелью сына Хидэёси при штурме замка в
Осаке в 1615 году исчезла и непосредственная уг-
роза правлению Иэясу. На следующий год он уми-
рает, но члены дома Токугава сменяют друг друга
на посту сегуна (который в конце концов стано-
вится наследственным) и контролируют всю стра-
ну. Любые угрозы этому правлению - исходили ли
они от Императора, религиозных групп или вое-
начальников, безжалостно пресекались, при этом
правительство делало все возможное, чтобы со-
хранить в стране мир.
Император и его двор в Киото представляли со-
бой власть лишь формально. И в самом деле, ведь
именно Император жаловал сегунам их титул, со-
кращенное название "Главнокомандующего по по-
давлению варваров", т. е. военного диктатора в
стране. Поскольку фактическая власть принадле-
жала дому Токугава, обязанности Императора ог-
раничивались присвоением этого и менее значи-
тельных титулов по усмотрению сегуна. Предпо-
лагалось, что Императору следует проводить вре-
мя за чтением и участвовать в церемониях. Чтобы
Император и его приближенные имели доход, им
выделялись земельные владения. За деятельностью
Императора наблюдал правительственный чинов-
ник, глава города Киото, поэтому Император об-
14
ладал лишь номинальной властью, хотя неискрен-
ние восхваления его величества продолжались.
Следует иметь ввиду, однако, что последнее реша-
ющее восстание против правления дома Токугава
зародилось именно в окружении Императора.
Еще один потенциальный очаг сопротивления
правительству нужно было искать в буддийских
монастырях и синтоистских храмах, игравших
значительную роль в прошлых гражданских вой-
нах. Сёгун контролировал через своих чиновни-
ков доходы всех храмов, которые устанавливались
центральными или местными властями и ими же
могли быть сокращены. Одна из буддийских сект
- Син, которой сёгун особенно не доверял, пользо-
валась тактикой самого дома Токугава - разде-
ляй и властвуй. В прежние времена эта секта при-
носила много неприятностей военным властям
тем, что создавала автономные общины. Чтобы
впредь этого не случилось, Иэясу приказал раз-
делить секту на две ветви. Каждая ветвь должна
была поддерживать разные храмы, таким обра-
зом разобщенные группы слабели, теряя силы в
конкурентной борьбе.
Однако все эти угрозы были невелики по срав-
нению с той опасностью, которую представляли
враждебно настроенные военачальники. Правитель
из дома Токугава выделял им землю в обмен на
клятву верности и строго следил за тем, чтобы пре-
данным сторонникам и родственникам, которые
сражались с ним при Сэкигахаре в 1600 году, да-
15
вали земли в стратегически важных районах, об-
разующих кольцо феодальных владений вокруг
Эдо, а также в районах, по которым проходят ос-
новные дороги Японии, и находящихся вблизи по-
местий враждебно настроенных феодалов, кото-
рые могли бы предпринять поход на Эдо. После-
дние были из "чужих" феодалов, которые сдались
ему под Сэкигахарой или позднее. Большинство
из них были богатыми землевладельцами,.гораздо
богаче, чем предки дома Токугава. Но и сам сёгун
владел большими поместьями и также возглавлял
администрацию таких крупных городов, как Эдо,
Киото и Осака.
Таким образом, политический контроль в стра-
не осуществлялся через чиновников - непосред-
ственных владельцев земель и через вассалов фе-
одалов, которые жили под постоянным страхом
лишения земельной собственности или переселе-
ния за непослушание, неверность или неправиль-
ное поведение. Они поощряли всеобщий шпио-
наж и доносили о всяких подозрительных действи-
ях. Кроме того, были еще и правительственные
чиновники, которые следили за феодалами, чтобы
убедиться, что они ведут свои дела дозволенными
методами.
В арсенале сегуна был еще один способ контро-
лировать высшую часть общества - их заставляли
участвовать в жизни двора в Эдо. В начале прав-
ления дома Токугава вероятные противники влас-
ти должны были оставлять заложников в Эдо, как
16
гарантию своего хорошего поведения, позднее сло-
жился порядок, которому беспрекословно подчи-
нялись все крупные землевладельцы. Этот поря-
док обязывал каждого феодала жить поперемен-
но один год в Эдо, а в течение следующего года он
мог жить дома, то есть раз в году ему обязательно
приходилось проводить время в дороге в одну или
в другую сторону (это не относилось к феодалам,
живущим рядом с резиденцией правительства или
очень далеко от нее). В Эдо нужно было строить
соответствующие резиденции для жен и семей. Эта
мера, наряду с другими - выделение воинов для
охраны замков дома Токугава, вынужденная по-
мощь в проведении каких-то общественных работ,
позволяла сохранять как политический, так и эко-
номический контроль над богатыми феодалами.
Постоянные поездки, связанные с необходимос-
тью содержать два поместья так, как это приличе-
ствует крупному землевладельцу, требовали от фе-
одалов больших средств, времени и усилий.
Остальное население в городах и деревнях дер-
жали под контролем двумя путями. Во-первых, ме-
стные власти или центральное правительство на-
значали чиновников, действовавших через служа-
щих, которых можно было бы называть "полицей-
скими". Во-вторых, существовала система ответ-
ственности, согласно которой за провинность од-
ного человека вместе с ним наказывали и главу
семьи, ответственного за своих домочадцев, и ста-
росту деревни. Вообще говоря, любая группа лю-
17
дей могла быть наказана за преступление одного
из ее членов.
В стране не было и видимости конституции. Что
касается уголовного кодекса, судьи пользовались
сводом законов, который целиком никогда не из-
давался, хотя перечни наказаний по некоторым ви-
дам преступлений время от времени рассылались.
В принципе нельзя было наказать человека, если
он не признал своей вины, и часто чтобы добить-
ся признания подозреваемого подвергали строго-
му допросу. Свод законов в том виде, в котором
он существовал, мог изменяться без предупреж-
дения. Все это соответствовало главной позиции
дома Токугава, основанной на принципах Конфу-
ция, по которой люди не должны знать, как дей-
ствует закон, а должны делать то, что им приказы-
вают.
Таким образом, сегуны дома Токугава пытались
закрепить свою власть на каждом дюйме земли и
не только доминировать в общественной жизни
японцев, но и владеть каждой живой душой. В те-
чение двух столетий их усилия давали прекрас-
ные результаты, и только в конце XVIII века току-
гавское государство вступило в длительный кри-
зис. Сама природа японского общества благово-
лила властям, поскольку существовавшая сослов-
ная система была оружием в их руках, которое
нужно было только умело использовать. .Лишь
сравнительно небольшая группа японцев не iv\-
вергалась строгому делению на сословия: с одно"и-
стороны, к ним относились придворные и свя-
18
щеннослужители, врачи и ученые, а с другой сто-
роны - парии, выполнявшие самую грязную рабо-
ту. Все остальные граждане подразделялись на во-
инов, крестьян, ремесленников и купцов.
В этой жесткой клановой системе существовала
строгая иерархия, в которой воины (самураи) за-
нимали самую верхнюю ступень. У самураев были
свои привилегии, такие, как право ношения двух
мечей, но они имели и обязанности: должны были
вести трезвый образ жизни и подавать остальным
хороший пример. Следующую ступень занимали
крестьяне (основная масса населения), от них за-
висело пропитание сословия воинов. Честь столь
высокого положения была довольно сомнительна,
потому что свобода крестьян подвергалась жест-
ким ограничениям, они не могли оставить свои
хозяйства; в большинстве своем это были несчас-
тные люди, жизнь которых протекала в тяжелом
труде и нищете. Дальше шли ремесленники, а куп-
цы и торговцы занимали последнюю ступень. Куп-
цов не любили, считалось, что они ничего не про-
изводят, а работают только для того, чтобы ско-
пить капитал. Купцы действительно занимались
накопительством, но и расцвет культуры последней
половины этого периода в основном был их заслу-
гой, а рост их влияния явился основным факто-
ром в кризисе старой сословной системы.
Поскольку все сословия имели четкие границы,
вели строго определенный образ жизни, целесо-
образно рассказать о каждом из них, по очереди
описывая условия их существования.
19
САМУРАИ
В период правления дома Токугава население
Японии насчитывало примерно 30.000.000 человек,
демонстрируя удивительно длительную по време-
ни статистическую устойчивость. При этом мень-
ше 2.000.000 составляли самураи, высшее из четы-
рех сословий, на которые делилось японское об-
щество. Слово самурай означает "служитель" и
относится только к вассалам, но, по традиции этим
словом называется все сословие воинов, которые
были вассалами непосредственно или через фео-
далов самого сегуна, являвшего собой верхушку
пирамиды.
Принадлежность к этому сословию передава-
лась по наследству. В него входили самураи, чьи
предки в давние времена были крестьянами, го-
товыми с оружием в руках сражаться в местных
отрядах. Другие принадлежали к семьям, чьи
богатые угодья лежали далеко от столицы, а сами
они были потомками еще более древних земле-
владельцев при Императоре в то время, когда он
действительно правил Японией. Некоторые се-
мьи самураев по происхождению принадлежали
к Императорской фамилии, но в X столетии
Император, обремененный финансовыми забо-
тами о слишком многочисленных потомках, пе-
ревел их в разряд обычной знати, дал землю и
снял с себя ответственность за их дальнейшую
судьбу. К одной из таких семей относился клан
Минамото, члены которого хищническими мето-
20
дами увеличили свои земельные угодья, а в XIII
столетии стали правителями Японии. Члены дома
Токугава, которые перед тем, как переехать в
Эдо, имели небольшие владения в провинции
Микава, на востоке от Нагой, утверждали, что
они - потомки этих первых сегунов.
В начале XVI века между сословиями не было
жестких границ и можно было легко переходить
из одного в другое, особенно из сословия крестьян
в сословие воинов и наоборот. Но в 1586 году Хи-
дэёси, пытаясь стабилизировать общество, издал
указ, по которому самураи не могли становиться
горожанами, а крестьяне не могли покидать зем-
лю. Жесткое соблюдение границ между сослови-
ями, что было так характерно для последующих
столетий, берет начало именно в этот период. На
следующий же год в стране была проведена кам-
пания под названием "охота Хидэёси за мечами",
во время которой всем крестьянам предписыва-
лось сдать оружие. С этих пор только самураи
имели право носить мечи (речь здесь идет о длин-
ном мече; короткий меч могли носить и другие).
Узнать самурая в те времена, а позже его изобра-
жение на картинке, можно было по двум рукоят-
кам мечей, видневшимся из-за пояса слева - там,
откуда их удобно было выхватить правой рукой.
Горожанам разрешалось носить короткий меч для
обороны. Крестьянам, как и во всем мире, для за-
щиты надлежало пользоваться сельскохозяйствен-
ными орудиями.
21
Иногда некоторые горожане или группы людей,
не принадлежавшие к сословию самураев, после
выполнения специальных поручений награждались
правом носить мечи - "большой и маленький", как
их называли.
Все, кто входил в сословие воинов - сам сёгун,
богатые феодалы в своих поместьях, высшие и
Самураи на улице. Самурай с двумя мечами шеству-
ет мимо магазина, где продают морские водоросли. За
ним следует слуга, который несет пакет, завернутый в
традиционную шелковую ткань (фуросики). Люди слева
режут сухие водоросли, которые едят с рисом. Над ма-
газином - норэн со знаком магазина (знак повторяется
на выдвижных ящиках внутри магазина и на ящиках сна-
ружи); название магазина "Накадзима-я". Старший слу-
жащий пишет что-то в конторской книге.
22
Самурай выходит из лавки торговца домашней пти-
цей и вставляет за пояс меч, который мешал ему при
разговоре с хозяином. Хозяин подобострастно прово-
жает его. За дверью слуга самурая, подол его кимоно
заправлен за пояс, он терпеливо ждет своего господи-
на.
низшие чиновники в Эдо, простые солдаты, - име-
ли право носить два меча. Все они получали "пай-
ки" в соответствии со своим положением, а госу-
дарственный аппарат служил для распределения
этих пайков и был основным столпом общества.
Паек рассчитывался не в денежных единицах, а в
рисе. Воины и крестьяне составляли две основ-
ные группы: первые - потребители риса, а вторые
- поставщики его.
23
Земля оценивалась не по площади, а по годово-
му урожаю риса. Мерой в этом случае был коку,
что равняется примерно 150 кг. Этого количества
было вполне достаточно, чтобы прокормить одно-
го человека в течение года. По статистике в нача-
ле XVII столетия годовой национальный продукт
составил около 25 миллионов коку. Сёгун распре-
делял его среди князей - владельцев поместий, ос-
тавляя себе пятую часть. Земля, с которой собира-
ли урожай, принадлежала или сегуну, или феода-
лам, и лишь небольшая часть была пожалована Им-
ператору. Самые большие владения принадлежа-
ли "чужим" феодалам из провинции Kara, у кото-
рых были замки в Канадзаве на северном побере-
жье: они получали 1.300.000 коку. Князья Симадзу
на острове Кюсю имели 730.000, а всего в начале
периода, о котором идет речь, примерно 270 фео-
далов владели доходом свыше 10.000 коку. Эти фе-
одалы - даймё - считались крупными землевладель-
цами. Они также, как и сёгун, оставляли часть уро-
жая для своего клана, а остальное отдавали своим
вассалам. Высшие вассалы имели под контролем
землю, низшие вассалы получали пайки в коку, зем-
ли у них не было. Самые низшие слои получали
рис или пайки в рисовом эквиваленте.
Доход в коку зависел от плодородия почвы. Фео-
дал контролировал поступление риса от крестьян,
точнее, его чиновники должны были получать рис
от старосты деревни, а тот - от крестьянина. Кре-
стьянину разрешалось оставлять себе часть уро-
жая: шесть десятых, а чаще еще меньше. В дей-
24
ствительности, у крестьянина забирали столько
риса, сколько требовал хозяин, а остаток зависел
от полученного урожая. Иногда у даймё, особенно
если у него было небольшое владение, запасы риса
заканчивались еще до нового урожая. В этом слу-
чае он заставлял крестьян платить раньше, а ка-
ким образом они выполняли эти требования - его
не касалось.
Следует отметить, что доходы никоим образом
не были связаны с той работой, которую выпол-
нял получатель, скорее, доходы соответствовали
положению, которое человек занимал, а не наобо-
рот. Исполнение обязанностей чиновника при
князе являлось феодальной повинностью, и вас-
сал не должен был ждать платы за исполнение дол-
га. В XVIII веке в эту систему внесли кое-какие
изменения, что позволяло сегуну назначать вре-
менное содержание какому-нибудь вассалу, чей до-
ход не соответствовал его заслугам, а по своим
способностям он отвечал всем требованиям.
Богатство и размеры жилья самурая зависели от
его статуса, а он, в свою очередь, определялся до-
ходом. Замок сегуна был в Эдо (сейчас в нем -
резиденция Императора). Большинство даймё тоже
имели замки, вокруг которых постепенно вырас-
тали города. Замки в Японии появились также, как
и в Европе, как цитадели, где феодалы укрыва-
лись от нападений соседей. Большинство замков в
Японии, сохранившихся до сих пор, были постро-
ены еще в XVI веке, поскольку при правлении дома
Токугава никакого строительства, кроме как в Эдо,
25
не велось. В то время возведение любых оборони-
тельных сооружений строго контролировалось, по-
тому что сёгун боялся возвышения феодалов, как
угрозы своей власти. До XVI века воины, как пра-
вило, жили в своих поместьях, а в замок переез-
жали только на время сборов. Когда же сословия
воинов и крестьян были жестко разграничены,
самураи стали приезжать в города, появляющиеся
вокруг замков, для снабжения продуктами и об-
служивания их обитателей. По мере того, как са-
мураи перебирались в дзёкамати, "призамковые
города", последние стали быстро застраиваться, и
их значение возрастало, постепенно они стали наи-
более часто встречающимся типом городов в Япо-
нии. Вся жизнь в таких городах определялась и
контролировалась замком, и атмосфера сильно от-
личалась от той, которая царила в Киото, где гла-
венствовал Императорский двор, а еще больше от
Осаки, типично торгового города. Правда, в Оса-
ке Хидэёси возвел замок, где позднее расположи-
лось представительство сегуна, но тем не менее,
Осаке удалось сохранить свою независимость.
Город располагался обычно, в пределах внешних
защитных рвов замка, заполненных водой. Вок-
руг Эдо рвы были проложены в форме более или
менее правильных прямоугольников, внутренние
рвы окружали сам замок, на территории между
внутренними и средними рвами находились дома
чиновников, а купцы и торговцы жили в пределах
внешних рвов, которые тянулись до самой бухты.
Внешние рвы должны были задерживать нападав-
26
ших, ведь тем приходилось пользоваться мостами,
и свобода их передвижения была ограничена.
Замок обычно сооружался на холме, естествен-
ном или насыпном, усиленном каменными глыба-
ми, некоторые из которых были больших разме-
ров и глубоко врыты в землю. Каменная кладка
стен имела характерную особенность. Щели меж-
ду отдельными камнями были наклонными у ос-
нования и почти вертикальными наверху, что край-
не затрудняло попытки взобраться на стены зам-
ка. Строители часто использовали природный лан-
дшафт и ставили замок как можно выше, яркий при-
мер такого строительства - замок Гифу, который
стоит на крутом холме, возвышаясь над городом
на сотни футов. Добраться туда можно было толь-
ко по крутой тропинке на обрывистой части хол-
ма.
Каменная кладка заканчивалась стенами из ош-
тукатуренного дерева под черепичной крышей. Во-
рота всегда располагались так, чтобы держать на-
падающих под прицелом по мере их приближе-
ния. Главная башня замка тоже была из дерева
высотой в несколько этажей, между бревнами про-
кладывали толстый слой штукатурки, а окна зак-
рывались на прочные засовы. В стенах были сде-
ланы бойницы и амбразуры для стрельбы из лу-
ков и мушкетов, под окнами часто пробивали вер-
тикальные щели, через которые можно было сбра-
сывать на нападающих камни. Главная башня вен-
чалась изящными черепичными крышами, часто с
позолоченным орнаментом. Жилые помещения
27
располагались не в главной башне, а отдельно,
внутри замкового комплекса.
Замок строили так, чтобы он был неприступен
для нападающих с мечами, копьями, таранами, не-
приступен для огня, но, конечно, он не мог усто-
ять перед тяжелой артиллерией. В арсенале огне-
стрельного оружия, которое привезли португаль-
цы и другие иноземцы, были только мушкеты, пи-
столи и легкие пушки. Кроме того, в замке, мож-
но было не только укрыться от нападения сосед-
них даймё, он служил защитой и от горожан, и от
восставших крестьян, которые были плохо орга-
низованы и плохо вооружены. Ворота в замке де-
лали очень прочными, а подходы, ведущие к ним,
отвесными.
Одним из самых мощных сооружений того вре-
мени является замок, построенный Иэясу в Киото
в первом десятилетии XVII столетия. Больше по-
хожий на дворец, чем на замок, он служил сегуну
жильем, когда тот приезжал в Киото. Он был воз-
веден в стиле, отчасти напоминающем дворец Им-
ператора, а отчасти соперничающем с великоле-
пием замка Хидэёси (который Иэясу позднее раз-
рушил) недалеко от Киото. Замок Нидзё до сих
пор окружен стеной и рвом с водой, остался холм,
на котором стояла главная башня замка, однако,
сама башня не сохранилась. Дворец состоял прак-
тически из анфилады комнат, полы в которых были
покрыты татами - толстыми соломенными цинов-
ками, сотканными из травы (обычное покрытие в
богатых домах). Комнаты располагались вдоль ко-
28
ридоров, от которых их отделяли раздвижные шир-
мы, а сами коридоры отделялись от внешнего мира
деревянными решетками, покрытыми бумагой, что-
бы пропускать свет. На ночь и в плохую погоду
можно было задвигать тяжелые деревянные шир-
мы,как ставни. Комнаты, расположенные близко
от входа, предназначались для гостей. Чем боль-
шим доверием пользовался человек, тем ближе к
зале аудиенций и к частным аппартаментам хозя-
ина его определяли. Рядом с местом сегуна в зале
аудиенций были помещения, где укрывались вои-
ны, готовые к защите в случае необходимости.
Приближение предполагаемого наемного убийцы
могло быть обнаружено благодаря особой конст-
рукции дощатого пола с "соловьиным" коридором,
который заставлял весь пол "петь", когда по нему идут.
Самураи подразделялись на ранги в зависимос-
ти от того, какое количество коку они получали.
Даймё имели свой минимум в 10.000 коку. Это и
определяло площадь земли, на которой самурай мог
строиться. Например, 8.000 коку соответствовали
примерно 2 акрам земли, 2.000 коку - 1 акру, в то
время как самый низкий доход в пять тюков риса
давал право примерно на 250 квадратных ярдов.
Самураи низких рангов жили коммуной в "длин-
ных домах", разделенных на аппартаменты, с ка-
кими-то общими помещениями. Обычно, это был
ряд комнат на верхнем этаже с отдельным вхо-
дом. Наконец, были и такие самураи, которые не
имели совсем никакого дохода и соответственно
права на свою резиденцию; они не имели госпо-
29
дина, их называли ронины. Эти люди по каким-то
причинам отказались служить своему господину
или их хозяин лишился своего места. Ронины были
самыми свободными жителями Японии, потому
что, имея звание самурая тем не менее не испол-
няли его тяжелых обязанностей, однако лишались
при этом и средств к существованию. Они зараба-
тывали на жизнь, как могли: преподавали учение
Конфуция, становились школьными учителями или
писателями. Одни обучали молодежь военному
делу, а другие, прекрасно владея оружием, рабо-
тали охранниками богатых купцов. Когда ронины
могли заработать, то жили в хороших условиях,
но когда дела шли плохо, им приходилось в луч-
шем случае искать пристанища в храмах, а в худ-
шем случае - жить, где придется.
Ранг самурая ____________можно было определить и по одеж-
де. Во время праздничных церемоний и на службе
самураи носили костюм ками-симо, ансамбль из
"верха и низа", то есть куртки (катагину) с жест-
кими плечами и штанов (хакама), скорее похожих
на юбку с очень низким швом посередине и раз-
резами по бокам. Штаны удерживались на бедрах
с помощью многочисленных шнурков сзади и спе-
реди, которые крепились на поясе. Повседневно
самураи всех рангов (включая самых бедных) но-
сили такие штаны длиной по щиколотку, а воины
высшего ранга во время особо важных церемо-
ний носили очень длинные штаны; они волочи-
лись по полу, полностью скрывая ноги. Чтобы но-
сить такие нага-бакама требовалось особое уме-
30
Самурай в нага-бакама (слева) и в ками-симо (справа)
ние: при любом повороте в шлейфе костюма мож-
но было запутаться и упасть. Самураю приходи-
лось также при каждом шаге приподнимать шта-
нину, чтобы освободить место для следующего
шага. В этом костюме можно было даже бегать,
но это требовало очень хорошей координации дви-
жений рук и ног. Конечно, эта была непрактич-
ная, хотя и очень импозантная одежда, своего рода
символ высокого общественного положения, по-
тому что такой костюм демонстрировал наличие
свободного времени, чтобы научиться его носить.
31
Говорят, что правители специально заставляли
своих подданых носить эту одежду, так как она
помешала бы им принять участие во внезапном
нападении на хозяина. На улице эти костюмы
обычно не носили.
Под тми-симо одевали обычное кимоно с поясом,
под который пропускали ремешки от верхнего оде-
яния, а под кимоно одевали белую нижнюю ру-
башку, которая выглядывала на шее. За поясом
носили мечи в ножнах. Завершали костюм белые
таби - носки с мягкой подошвой, прошитые меж-
ду большим пальцем и остальными так, чтобы было
удобно надевать сандалии. В свободное от служ-
бы время сёгун и даймё не одевали ками-симо, а
ходили в роскошных одеждах покроя кимоно. В
редких случаях, во время самых торжественных
церемоний сёгун и его окружение облачались в
одежды Императорского двора, включая головные
уборы, по которым можно было определить ранг
каждого.
Если во время официальных поездок самураям
приходилось ехать верхом, то они одевали штаны
с курткой длиной в три четверти, покроя кимоно
(хаори), вместо куртки с плечами; куртка и штаны
соединялись вместе специальным шнурком, кото-
рый крепился на уровне груди. К костюму также
полагалась шляпа - плоская, круглая, слегка кони-
ческой формы для защиты от солнца и дождя. Под
штанами носили что-то вроде бриджей до колен.
Куртка на спине оттопыривалась из-за меча, и это
делало силуэт самурая в поездке очень характер-
ным.
32
Самураи в дороге
Нужно сказать, что цвета одежды самураев были
спокойные - в основном блеклые оттенки голубо-
го, серого и коричневого, одноцветные или с не-
ярким рисунком или полосками. Куртка с плеча-
ми и кимоно имели семейный герб самурая - мон.
Штаны на подкладке предназначались для зимы, а
летом носили штаны без подкладки. Менять зим-
нюю одежду на летнюю нужно было в пятый день
пятого месяца и в первый день девятого месяца. В
свободное время самурай носил кимоно без курт-
ки и штанов. Собираясь в город, самурай старался
спрятать лицо под низко надвинутой шляпой.
Обычно шляпа имела очень смешной вид, вроде
корзины, чтобы обладателя шляпы не узнали, по-
2 Зак. 6 33
скольку выход в город мог рассматриваться как
нарушение правил дома, в котором он жил.
Самураев можно было отличить также и по при-
ческе. Волосы на макушке они выбривали, а с бо-
ков и сзади заплетали в косу, мазали маслом, скру-
чивали вдвое и укладывали на макушке, закреп-
ляя в месте сгиба тесьмой. Все волосы тщательно
убирали в пучок. Самураи очень следили за тем,
чтобы прическа не рассыпалась, а самое ужасное
было, если тесьма развязывалась во время схват-
ки или ее отсекали мечом; но было еще хуже, ког-
да отрезали всю косу. Если самурай заболевал, то
он не брил голову, и волосы росли пышно, но по-
являться в таком виде на людях было не принято.
Большую часть обязанностей самурая составля-
ли хлопоты по управлению имением, к которому
он прикреплялся. Если он относился к централь-
ной администрации в Эдо, то отвечал за управле-
ние городом или страной. Служба самураев была
разнообразной; от часовых на посту у ворот зам-
ка до главного советника у даймё. Если самурай
____________получал доход с земли, которой сам владел, то ему
приходилось заниматься и земледелием. Кроме
того, самураи обязательно посещали официальные
мероприятия. Так как самураи высоких рангов
обычно исполняли свои функции в стенах замка
или в правительственных учреждениях, то люди
других сословий видели их редко, только во время
поездок или при исполнении должностных обя-
занностей.
34
В большинстве случаев даймё приходилось каж-
дый второй год жить в Эдо. Ежегодные переезды
даймё, сопровождаемого большой свитой, выли-
вались в грандиозное представление: люди не про-
сто стояли по обочинам, наблюдая за процессией,
а падали ниц и лежали, пока колонна не проезжа-
ла. Вот описание происшествия, случившегося в
конце правления дома Токутава в 1861 году, де-
монстрирующего то уважение, с которым относи-
лись к феодалам в подобных ситуациях. Даймё
Сацума возвращался в свое поместье, и когда он
со свитой подъезжал к Ёкохаме, где жили иност-
ранные купцы, четыре англичанина попытались пе-
ресечь дорогу. Самураи обнажили мечи, и в ре-
зультате один из нарушителей был убит, а двое
других - ранены. Действия иностранцев демонст-
рировали вопиющее незнание обычаев страны, од-
нако времена уже были другие, в результате го-
род Кагосима в виде наказания подвергся артил-
лерийскому обстрелу, а Британии была выплаче-
на большая компенсация. Иногда с процессией
происходили разные неприятности, особенно в Ки-
ото: это было связано с тем, что даймё по своему
положению мог быть ниже какого-нибудь арис-
тократа из Императорского двора, который мог и
не обладать никакой властью. Но когда такой че-
ловек появлялся вблизи колонны, даймё приходи-
лось соскакивать с носилок и простираться ниц
на дороге, обычно это не вызывало никакого за-
мешательства в процессии. Однако, аристократы,
часто пребывававшие в довольно стесненных об-
35
стоятельствах, были не прочь увеличить свои скуд-
ные официальные доходы. Поэтому некоторые из
них не стеснялись намекнуть, что если их не от-
благодарить соответствующим образом, то может
оказаться, что они всегда найдут себе дело имен-
но в том месте и в то время, когда процессия бу-
дет шествовать мимо.
Обычно процессии беспрепятственно следовали
по главным дорогам Японии, пролегавшим между
Эдо и другими большими городами и поместьями.
Самой важной из них была Восточная морская до-
рога.Токайдо. В то время это была дорога с самым
оживленным движением в мире, соединяющая два
крупнейших города - резиденцию сегуна и рези-
денцию Императора с отдельной дорогой к вели-
кому храму Исэ, и к Осаке. По сравнению с круп-
ными европейскими магистралями, на японских
дорогах отсутствовал колесный транспорт. За по-
возки, запряженные волами, которые встречались
на улицах Киото, надо было платить в казну Им-
ператорского двора, что являлось дополнительной
статьей дохода. Во время праздников в карнаваль-
ном шествии иногда использовали тележки на ко-
лесах, но у этих неуклюжих экипажей колеса не
вращались, и их тащили люди. В случае, когда нуж-
но было перевозить тяжелые грузы, например,
большие камни для строительства замка, исполь-
зовались колесные фургоны. Но даже фургоны не
мешали движению на дорогах, где путники шли
пешком или ехали верхом, или их несли в каго,
носилках, похожих на большие ящики, подвешен-
36
ные на длинные шесты, концы которых лежали
на плечах носильщиков. Поэтому дороги были не-
широкими, а так как не было телег, которые остав-
ляли бы на них колеи, то их не надо было и мостить.
По обеим сторонам дороги росли близко поса-
женные деревья - высокие криптомерии или со-
сны. Сажали деревья для того, чтобы обозначить
дорогу, иначе путники могли сбиться с пути, а так-
же для защиты от солнца и укрытия от дождя и
снега. В гористой местности дороги становились
уже и были труднопроходимыми, хотя и их под-
держивали в хорошем состоянии. Серьезными пре-
пятствиями были переправы через реки, так как
мостов в стране было мало (в основном только в
городах). У японских рек очень широкие русла, и
большую часть года вода в них течет в виде узких
ручьев, через которые легко переправиться вброд.
Иногда использовали паромы, в некоторых мес-
тах носильщики переносили людей на плечах, а
грузы - на головах. Во время паводков в таких
местах переправиться было невозможно, и дви-
жение вынужденно прекращалось; однако не на-
долго, потому что вода быстро спадала.
В отношении строительства дорог правительство
стояло перед дилеммой. С одной стороны, требо-
валось хорошее сообщение между Эдо и провин-
цией, чтобы чиновники и курьеры могли быстро
добраться из одного места в другое. С другой сё-
гун, опасаясь восстания, стремился к ограничению
движения на дорогах для тех, кто ехал не по слу-
жебным делам. В результате, строили дороги, при-
37
Паром на Токайдо. На заднем плане силует горы Фудзи.
годные лишь для пеших и всадников, сохраняя на
дорогах заставы, которые существовали с древних
времен. Таким образом, дороги как бы сами конт-
ролировали движение по ним. По-
пытка избежать проверки у шлагбаума путем
объезда считалась серьезным нарушением. Необ-
ходимость прохода через заставу (а их насчитыва-
лось больше 70) давала двойной эффект: заставить
людей идти по уже существующим дорогам и дер-
жать всех под неусыпным надзором.
Проверка путешественников у шлагбаума долж-
на была помешать даймё вывозить кого-либо из
членов семьи из Эдо без разрешения. Сторожа на
заставах особенно строго следили за женщинами.
38
Все путешественницы должны были иметь при
себе особые сертификаты-разрешения с полным
описанием внешнего вида. Нередко приходилось
проходить через процедуру обыска и допроса на
заставе, причем чем выше был статус дамы, тем
серьезнее ее досматривали. Охрана тщательным
образом следила за тем, чтобы в Эдо не провози-
ли никакого оружия, особенно огнестрельного, что-
бы исключить возможность восстания. Ограниче-
ния накладывались также и на количество людей,
сопровождающих даймё: например, при восьмом
сегуне (Ёсимунэ, 1716-1745), было такое правило.
Даймё, имеющего доход в 200.000 коку или боль-
ше, могли сопровождать 120-130 пеших воинов и
250-300 слуг и носильщиков, а тех, чей доход оп-
ределяется в 100.000 коку, 80 и 140-180 соответ-
ственно. Если включить в свиту высокоранговых
самураев, сопровождавших своего господина, то
численность была достаточна, чтобы истощить его
средства, но недостаточна, чтобы представлять
опасность для центральной власти.
Дороги делились на перегоны, на каждом из ко-
торых было расположено почтовое отделение, где
можно было нанять лошадей или носильщиков для
следующего перегона. Управлялась вся дорожная
система специальным правительственным ведом-
ством, которое и назначало размеры оплаты по-
добных услуг. Некоторые чиновники получали про-
пуска, что давало им право нанимать одну лошадь
и троих носильщиков бесплатно. Даймё, путеше-
ствовавшие по служебным делам, имели право на
39
Почтовая станция. Путешественники и редкие носиль-
щики подъезжают, распрягают лошадей, вытирают пот.
скидку до установленного предела, а сверх того
должны были платить, как и все остальные. Они
сообщали о своих поездках заранее, чтобы почто-
вые отделения и постоялые дворы могли подгото-
вить все необходимое. Лошадей и носильщиков по-
ставляли местные крестьяне, и это был еще один
способ эксплуатации крестьян самураями.
Процессия, сопровождающая даймё, являла со-
бой впечатляющее зрелище, с вышагивающими
людьми, многочисленными лошадьми, лакирован-
ным
 
 [Весь Текст]
Страница: из 95
 <<-