|
амурай с двумя мечами шеству-
ет мимо магазина, где продают морские водоросли. За
ним следует слуга, который несет пакет, завернутый в
традиционную шелковую ткань (фуросики). Люди слева
режут сухие водоросли, которые едят с рисом. Над ма-
газином - норэн со знаком магазина (знак повторяется
на выдвижных ящиках внутри магазина и на ящиках сна-
ружи); название магазина "Накадзима-я". Старший слу-
жащий пишет что-то в конторской книге.
22
Самурай выходит из лавки торговца домашней пти-
цей и вставляет за пояс меч, который мешал ему при
разговоре с хозяином. Хозяин подобострастно прово-
жает его. За дверью слуга самурая, подол его кимоно
заправлен за пояс, он терпеливо ждет своего господи-
на.
низшие чиновники в Эдо, простые солдаты, - име-
ли право носить два меча. Все они получали "пай-
ки" в соответствии со своим положением, а госу-
дарственный аппарат служил для распределения
этих пайков и был основным столпом общества.
Паек рассчитывался не в денежных единицах, а в
рисе. Воины и крестьяне составляли две основ-
ные группы: первые - потребители риса, а вторые
- поставщики его.
23
Земля оценивалась не по площади, а по годово-
му урожаю риса. Мерой в этом случае был коку,
что равняется примерно 150 кг. Этого количества
было вполне достаточно, чтобы прокормить одно-
го человека в течение года. По статистике в нача-
ле XVII столетия годовой национальный продукт
составил около 25 миллионов коку. Сёгун распре-
делял его среди князей - владельцев поместий, ос-
тавляя себе пятую часть. Земля, с которой собира-
ли урожай, принадлежала или сегуну, или феода-
лам, и лишь небольшая часть была пожалована Им-
ператору. Самые большие владения принадлежа-
ли "чужим" феодалам из провинции Kara, у кото-
рых были замки в Канадзаве на северном побере-
жье: они получали 1.300.000 коку. Князья Симадзу
на острове Кюсю имели 730.000, а всего в начале
периода, о котором идет речь, примерно 270 фео-
далов владели доходом свыше 10.000 коку. Эти фе-
одалы - даймё - считались крупными землевладель-
цами. Они также, как и сёгун, оставляли часть уро-
жая для своего клана, а остальное отдавали своим
вассалам. Высшие вассалы имели под контролем
землю, низшие вассалы получали пайки в коку, зем-
ли у них не было. Самые низшие слои получали
рис или пайки в рисовом эквиваленте.
Доход в коку зависел от плодородия почвы. Фео-
дал контролировал поступление риса от крестьян,
точнее, его чиновники должны были получать рис
от старосты деревни, а тот - от крестьянина. Кре-
стьянину разрешалось оставлять себе часть уро-
жая: шесть десятых, а чаще еще меньше. В дей-
24
ствительности, у крестьянина забирали столько
риса, сколько требовал хозяин, а остаток зависел
от полученного урожая. Иногда у даймё, особенно
если у него было небольшое владение, запасы риса
заканчивались еще до нового урожая. В этом слу-
чае он заставлял крестьян платить раньше, а ка-
ким образом они выполняли эти требования - его
не касалось.
Следует отметить, что доходы никоим образом
не были связаны с той работой, которую выпол-
нял получатель, скорее, доходы соответствовали
положению, которое человек занимал, а не наобо-
рот. Исполнение обязанностей чиновника при
князе являлось феодальной повинностью, и вас-
сал не должен был ждать платы за исполнение дол-
га. В XVIII веке в эту систему внесли кое-какие
изменения, что позволяло сегуну назначать вре-
менное содержание какому-нибудь вассалу, чей до-
ход не соответствовал его заслугам, а по своим
способностям он отвечал всем требованиям.
Богатство и размеры жилья самурая зависели от
его статуса, а он, в свою очередь, оп
|
|