|
его хорошего поведения, позднее сло-
жился порядок, которому беспрекословно подчи-
нялись все крупные землевладельцы. Этот поря-
док обязывал каждого феодала жить поперемен-
но один год в Эдо, а в течение следующего года он
мог жить дома, то есть раз в году ему обязательно
приходилось проводить время в дороге в одну или
в другую сторону (это не относилось к феодалам,
живущим рядом с резиденцией правительства или
очень далеко от нее). В Эдо нужно было строить
соответствующие резиденции для жен и семей. Эта
мера, наряду с другими - выделение воинов для
охраны замков дома Токугава, вынужденная по-
мощь в проведении каких-то общественных работ,
позволяла сохранять как политический, так и эко-
номический контроль над богатыми феодалами.
Постоянные поездки, связанные с необходимос-
тью содержать два поместья так, как это приличе-
ствует крупному землевладельцу, требовали от фе-
одалов больших средств, времени и усилий.
Остальное население в городах и деревнях дер-
жали под контролем двумя путями. Во-первых, ме-
стные власти или центральное правительство на-
значали чиновников, действовавших через служа-
щих, которых можно было бы называть "полицей-
скими". Во-вторых, существовала система ответ-
ственности, согласно которой за провинность од-
ного человека вместе с ним наказывали и главу
семьи, ответственного за своих домочадцев, и ста-
росту деревни. Вообще говоря, любая группа лю-
17
дей могла быть наказана за преступление одного
из ее членов.
В стране не было и видимости конституции. Что
касается уголовного кодекса, судьи пользовались
сводом законов, который целиком никогда не из-
давался, хотя перечни наказаний по некоторым ви-
дам преступлений время от времени рассылались.
В принципе нельзя было наказать человека, если
он не признал своей вины, и часто чтобы добить-
ся признания подозреваемого подвергали строго-
му допросу. Свод законов в том виде, в котором
он существовал, мог изменяться без предупреж-
дения. Все это соответствовало главной позиции
дома Токугава, основанной на принципах Конфу-
ция, по которой люди не должны знать, как дей-
ствует закон, а должны делать то, что им приказы-
вают.
Таким образом, сегуны дома Токугава пытались
закрепить свою власть на каждом дюйме земли и
не только доминировать в общественной жизни
японцев, но и владеть каждой живой душой. В те-
чение двух столетий их усилия давали прекрас-
ные результаты, и только в конце XVIII века току-
гавское государство вступило в длительный кри-
зис. Сама природа японского общества благово-
лила властям, поскольку существовавшая сослов-
ная система была оружием в их руках, которое
нужно было только умело использовать. .Лишь
сравнительно небольшая группа японцев не iv\-
вергалась строгому делению на сословия: с одно"и-
стороны, к ним относились придворные и свя-
18
щеннослужители, врачи и ученые, а с другой сто-
роны - парии, выполнявшие самую грязную рабо-
ту. Все остальные граждане подразделялись на во-
инов, крестьян, ремесленников и купцов.
В этой жесткой клановой системе существовала
строгая иерархия, в которой воины (самураи) за-
нимали самую верхнюю ступень. У самураев были
свои привилегии, такие, как право ношения двух
мечей, но они имели и обязанности: должны были
вести трезвый образ жизни и подавать остальным
хороший пример. Следующую ступень занимали
крестьяне (основная масса населения), от них за-
висело пропитание сословия воинов. Честь столь
высокого положения была довольно сомнительна,
потому что свобода крестьян подвергалась жест-
ким ограничениям, они не могли оставить свои
хозяйства; в большинстве своем это были несчас-
тные люди, жи
|
|